На новом ресурсе для предпринимателей TeraFirrma вышла статья об истории создания нашей компании. Узнайте, как все начиналось!

Один из последних интересных кейсов нам рынке — компания TimePad, основатели которой за четыре года создали хороший и, что важно, успешный продукт. Их труд не так давно был оценен по заслугам — в TimePad проинвестировала объединенная компания Афиши и Рамблера. О развитии проекта рассказывают авторы идеи: Дарья Устюжанина, Людмила Павлова и Артем Киселев.

Началась эта история почти четыре года назад. Все мы тогда учились в ГУ-ВШЭ и так или иначе были связаны с созданием и развитием небезызвестного «вышкинского» инкубатора. В то время он как раз начал бурно расти, поэтому работы у нас там хватало. В основном активность была связана с разными мероприятиями предпринимательского характера: выступлениями, мастер-классами, конкурсами и т.д. Их подготовка и проведение влекли за собой много неинтересной, но неизбежной рутины: приглашение участников, регистрация, рассылки и пр. И чем больше становилось мероприятий, тем меньше оставалось времени на интересную часть. Да и развитию инкубатора это очень мешало. Мы попробовали найти на рынке какой-то инструмент себе в помощь — но его не оказалось. Тогда решили написать для собственных нужд простенькую программку. Никаких мыслей о том, что начинание может стать чем-то серьезным, тогда еще и в помине не было — просто хотелось решить проблему и сделать что-то по-настоящему полезное для своего университета.

Стартап!

Артем давно занимался в «Вышке» интернет-проектами, поэтому он взял на себя техническую часть. Насколько это было серьезно? Судите сами: Артем до сих пор любит шутить, что стал заниматься TimePad просто потому, что девочки попросили. И это недалеко от истины. Впрочем, в дальнейшем роли так и распределились: Артем отвечает за ИТ, Даша и Люда за всё остальное.

Идея проекта появилась в мае 2008 года, к октябрю мы разработали прототип будущей системы. Эти четыре месяца прошли для нас в спорах и мыслях о том, как же должен выглядеть сервис. Довольно быстро пришло понимание, что он может быть полезным далеко не только инкубатору: в одной только «Вышке» масса студенческих организаций, и у них наверняка было такое же желание избавиться от рутины, как и у нас. Поэтому время запуска прототипа оказалось очень удачным: в сентябре начался учебный год, а вместе с ним стартовали и проекты потенциальных заказчиков. Что мы хотим делать не просто «фичу», а бизнес, мы тоже поняли быстро — буквально тем же летом. Поспособствовало, наверное, постоянное пребывание в инкубаторе, где мы общались с предпринимателями, инвесторами и стартаперами.

Органическое развитие

Итак, в октябре 2008 года все закрутилось, и именно с этого времени можно начинать историю TimePad. Конечно, первая версия сервиса, сделанная «на коленке» и на свои деньги, очень сильно отличалась от того, что можно увидеть сейчас. Летом, как уже было сказано, мы мучились: правильно ли выбрана концепция? кто будет пользоваться сервисом? как он должен выглядеть? Изначально хотели сделать календарь всех мероприятий для организаторов и студентов ГУ-ВШЭ — эта тема нам была близка, мы ее понимали. Каких только форм проект не принимал в наших обсуждениях — и календарь, и хранилище информации. Были даже мысли сделать социальную сеть. К счастью, совсем уже странные фантазии «отвалились» на ранней стадии. В итоге решили делать календарь событий университета. И почти сразу поняли, что делаем сервис, выходящий за пределы «Вышки». Дело в том, что осенью к нашему сырому еще продукту стали активно подключаться организаторы. От них стали поступать какие-то пожелания, комментарии. Работы у нас прибавилось — слишком много для «простого развлечения», решили мы, и окончательно погрузились в свой стартап.

Вообще сейчас сложно даже выделить отдельные этапы в развитии проекта — все шло как-то очень органично. Стартовав, мы, естественно, сделали хоть и поверхностный, но предметный анализ рынка. Было понятно, что есть организаторы мероприятий, которые с удовольствием отдали бы процессную часть на откуп. Были и сервисы — наши конкуренты, — но, честно говоря, ни один не впечатлил нас так, чтобы испугать. Мы засучили рукава и начали готовить вторую версию — для внешнего рынка. Все это время первая существовала для «Вышки». Мы серьезно взялись за дело: ходили по мероприятиям, собирали комментарии от друзей и знакомых, приходивших в инкубатор предпринимателей и инвесторов.

В итоге концепция претерпела изменения. Мы отказались от модели b2c, сосредоточившись на организаторах — то есть платежеспособных клиентах. Сейчас об этой смене курса говорить легко, но тогда ситуация была очень непростая: мы потратили кучу времени и сил на конечных пользователей, пока не поняли, что у нас не хватает ресурсов, чтобы привлечь их. Бизнес буксовал, денег катастрофически не хватало. На тот момент как раз загнулся один из конкурентов, делавший ставку на b2c, и мы решили, что если не перестроимся, нас ждет такая же участь.

Жить сразу стало как-то легче — бизнес-модель немного прояснилась. Но вопросов было еще много. Мы пробовали всякие способы монетизации. Сначала была платная подписка. Но она не «взлетела», хотя и продолжает приносить свою копеечку до сих пор. Затем были какие-то другие сервисы, которые тоже шли не шатко не валко — и так примерно полтора года. Примерно также чувствовала себя на тот момент и наша компания.

А нужен ли инвестор?

В декабре 2009 года мы получили инвестиции от Фонда Бортника — на запуск новой версии. Был еще «ангел», который в нас вложился, но, к сожалению, эти деньги не решали всех наших проблем. Программистам и дизайнерам надо было платить зарплату, нужно было искать крупных клиентов — и все это на фоне постоянного поиска «правильной» бизнес-модели. В общей сложности это продолжалось полтора года.

Решив, что нам не выжить без инвестора, мы начали поиск денег (не бросая, конечно, бизнеса). Это был довольно-таки суровый опыт. И длительный: пришлось познакомиться со всеми игроками, работавшими на этом рынке — тогда их было существенно меньше, чем сейчас. Встречалось много странных людей, хотя, конечно, попадались и очень профессиональные. Один раз мы были близки к тому, чтобы взять инвестиции (был даже подписан termshit), но в итоге отказались. Просто решили, что нам не по пути с этим человеком — это был предприниматель из реального сектора, который хотел доходы «прямо сейчас». Но у нас как-то сразу, еще с «инкубаторских» времен, было понимание, что инвестор, который не понимает твой бизнес и не помогает, все только усложнит. Кроме того, несмотря на все сложности, было ощущение, что компания стоит дороже, чем ее оценивали на переговорах (мы готовы были отдать максимум 49% и хотели немного меньше миллиона на развитие).

Но в целом то время было очень нервным — по меньшей мере год мы жили с мыслью «не найдем деньги в этом месяце — разбегаемся». Настроение было мрачным, периодически даже ругались. И тут случилось странное: мы вдруг поняли, что, несмотря на все страхи, мы все никак не загибаемся. Как будто что-то «перещелкнуло» в наших головах! На самом деле, конечно, проблема только отчасти была психологическая. Просто примерно в это время мы нащупали-таки нужную модель и научились работать с крупными клиентами, обслуживая их мероприятия (такие, как Oracle Java Develop, Techcrunch Moscow, например). Это стало приносить вполне вменяемые деньги. В общем, как-то «отпустило», и мы перестали искать инвестиции. И тут началось самое смешное — инвесторы пошли косяком, один за другим. Мы решили, что будем встречаться со всеми интересантами, никого не будем оставлять без внимания. Почему? Нам близка идея «серийного предпринимательства», которую мы сами активно проповедовали в инкубаторе. Хотелось бы однажды выйти из бизнеса, чтобы начать что-то другое, не менее интересное. Ну и заработать, разумеется. В общем, продолжали общаться со всеми в вялотекущем режиме.

Неожиданно

Примерно в это же время на какой-то стартаперской тусовке мы познакомились с Дмитрием Степановым, директором по продуктам объединенной компании Афиши и Рамблера. Было ясно, что у нас могут быть общие интересы, особенно учитывая, что они как раз активно развивали свою «Кассу» и исследовали рынок билетов. Довольно долго мы время от времени встречались с топ-менеджерами «Рамблера», обсуждая возможные общие проекты. В один прекрасный момент разговор пришел к тому, что они могут стать нашими акционерами. Честно говоря, для нас это было довольно неожиданно. Но мы согласились — это был как раз тот партнер, который нам максимально интересен: потенциальная синергия очевидна, а также мы получали от «Рамблера» не только деньги, но и компетенции. Когда нас спрашивают, не боялись ли мы открывать столько информации компании, которая легко могла бы создать нам конкурента, отвечаем — нет. Им в любом случае дешевле было бы нас купить, чем сделать конкурентоспособный проект самим. В начале 2012 года мы объявили о сделке. Жизнь, конечно, покажет успешность этого партнерства, но пока мы довольны — сейчас как раз идет обсуждение нашей стратегии и того, как мы можем встроиться в планы нового акционера.

 

Summary

Почему же все в итоге сложилось и нам удалось выйти из кризиса? Конечно, мы пытались ответить на этот вопрос. Совсем примитивно можно свести все к двум факторам.

Бизнес-модель. Первым заказчиком были мы сами, поэтому было достаточно просто разрабатывать первую версию продукта, опираясь на свои собственные потребности. Но дальше все-таки пришлось думать и работать на открытом рынке. И уже сейчас ясно, что на первом этапе мы ошиблись с бизнес-моделью, решив удовлетворять и конечных пользователей (участников мероприятий), и организаторов. У нас не было ни опыта, ни ресурсов, ни продукта, чтобы привлекать первых в том количестве, чтобы они приносили деньги. В итоге, спустя три года, мы все равно вернулись к этой группе, но тогда было слишком рано. Нельзя было стартапу развиваться в две стороны сразу — мы бы порвались пополам. Хорошо, что получилось это понять и сосредоточиться только на организаторах, на которых могли зарабатывать сразу и существенные суммы. Дальше, вплоть до сегодняшнего дня, концепция, по сути, не менялась — только появлялись новые сервисы (реклама событий, например). Сегодня мы обсуждаем, как добавить к нашим услугам офлайн и предлагать «фишки» для тех же организаторов непосредственно на мероприятии.

Команда и компетенции. Все это время у нас раз в полгода появлялись конкуренты. И так же быстро загибались. Чтобы быть успешными на этом рынке, надо обладать двумя качествами: понимать потребности организаторов мероприятий и уметь создать на основе этого качественный технологически продукт. Эта комбинация встречается нечасто, и так получилось, что у нас она была. Все мы собаку съели на разных конференциях, работая в инкубаторе, а Артем еще и специалист во всем, что связано с IT. Даша при этом тоже с айтишным образованием, но больше со стороны менеджмента — факультет бизнес-информатики. У Люды экономическое образование, поэтому она отвечала, например, за общение с инвесторами. В общем, была правильная команда, как бы банально это ни звучало.

Понятно, что история TimePad по большому счету только началась, но мы хотели рассказать ее как пример того, как пройти путь от идеи к работающему бизнесу, не обладая какими-то огромными ресурсами.

О компании

TimePad — онлайн-сервис для организаторов мероприятий. Компания была основана в 2008 году выходцами из инкубатора ГУ-ВШЭ. По собственным данным TimePad, ее услугами пользуется порядка 5 тысяч организаторов, а база пользователей насчитывает 4 миллиона человек. В начале 2012 года сервис привлек инвестиции от объединенной компании «Афиши» и «Рамблера», объем которых не раскрывается.

Источник — http://www.terafirrma.ru/miscellaneous/experience/what_an_event/

Фото Анна Верховых