Издание «Секрет фирмы» опубликовало статью об истории развития TimePad, наших результатах и планах.

«То ли хакеры валят, то ли Цукерберг приехал», — думал Артём Киселёв, пока пытался поднять зависший субботним вечером сервис TimePad. Оказалось, Цукерберг правда приехал, организаторы его лекции для студентов МГУ открыли регистрацию через TimePad, и молодой сервис упал.

Это было в сентябре 2012 года. Сейчас TimePad — лидер в своём сегменте: компания в 2016 году помогла организовать более 100 000 мероприятий — от тренингов по вязанию веников на 15 человек до концертов на десятки тысяч посетителей.

«Секрет» рассказывает, как студенческий проект вырос в сервис, через который продаются билеты на 1 млрд рублей в год.

 

Стартап из Вышки

У TimePad трое основателей: Артём Киселёв и его подруги Людмила Павлова и Дарья Устюжанина. Павлова — «великий организатор»: пока училась в Вышке на экономическом, сделала клуб исторических бальных танцев, клуб по игре в преферанс, проводила турниры по «Что? Где? Когда?», собирала людей в экстремальные путешествия. С Устюжаниной и Киселёвым с программы бизнес-информатики она познакомилась в 2006 году в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ — все трое участвовали в его создании. Павлова и Устюжанина организовывали лекции и семинары, а Киселёв делал сайт. Тем же они занимались и для нескольких других студенческих организаций.

Скоро в Вышке стало проходить по несколько открытых мероприятий в неделю, на них приходило много людей со стороны. Фамилию, имя и паспортные данные каждого приходилось записывать на листочке и отдавать на охрану, так как в университете строгая пропускная система. Никаких Google Forms тогда ещё не было (они появились только в 2012 году), поэтому друзья поставили себе задачу: сделать программу, которая может быстро создать полный список участников.

Как только Киселёв решил эту задачу, возникла другая проблема: мощностей одного почтового ящика перестало хватать для рассылки анонсов. «Когда подписчиков стало больше тысячи, Mail просто сказал нам: друзья, вы занимаетесь спамом», — вспоминает Павлова. Какое-то время они пользовались тремя почтовыми ящиками, а позже пришлось добавить в прототип TimePad и возможность делать рассылку писем по участникам.

«Доступы мы раздавали за дружбу» — первыми пользователями стали знакомые из других студенческих организаций, столкнувшиеся с похожими проблемами. Друзья решили, что из сервиса мог бы получиться бизнес, но не понимали, как зарабатывать на электронной записи. Так что решили дальше пилить продукт. Они вложили полмиллиона своих сбережений и в августе 2008 года зарегистрировали домен TimePad.

Основатели сервиса всё ещё учились, работали и продолжали организовывать разные мероприятия, так что времени на проект оставалось немного. Киселёв урывками делал систему, а Устюжанина и Павлова ездили ко всем организаторам выставок, конференций и других мероприятий, которые попадали в поле зрения, и пытались убедить их, что «за блокнотиком и ручкой нет будущего, нужно пробовать новые технологии». Те сопротивлялись.

Чаще всего предприниматели получали два типичных ответа. Первый: «У нас и так всё хорошо, наши три секретарши прекрасно принимают звонки, всё записывают в экселевскую табличку, а ещё умеют кофе варить». Второй: «Мне тут IT-отдел написал свою систему, здесь у меня под столом стоит компьютер, на котором она крутится, я её вижу и спокоен за безопасность. А у вас где-то там в интернете непонятно где неизвестно что». Тем не менее первую сотню пользователей предприниматели привели своими руками — ещё до официального запуска сервиса.

 

Поиски бизнес-модели

«Я помню, для меня было шоком, когда Артём сказал, что наша система — это по сути регистрация и рассылка, и всё. Я думала: «Боже мой, а как же все эти социальные взаимодействия, календари и планировщики, видеозаписи, неужели это всё не нужно?»», — вспоминает одну из первых версий продукта, от которой пришлось отказаться, Павлова. Вместе с коллегами ей пришлось научиться фокусироваться на главном и отбрасывать лишнее — и это оказалось тяжелее, чем добавлять новое.

В июле 2009 года TimePad объявил об официальном старте. Сервис был похож на соцсеть: можно было добавлять пользователей в друзья, следить за лентой событий, отмечаться в них. Но через несколько месяцев стало понятно, что монетизировать аудиторию, состоящую из участников разных событий, сложно. Конкуренты, которые выбрали похожий путь, быстро загибались. Например, сервис JustParty, помимо организации мероприятий, предлагал следить за событиями в жизни друзей, обмениваться с ними фотографиями и составлять виш-листы. Он запустился в июне 2009 года, но уже в 2010 году о проекте нельзя было найти ни одного упоминания, хотя основатели рассчитывали окупить проект за два с половиной года.

Основатели TimePad решили продавать продукт организаторам событий, убрав все социальные фишки. Базовые возможности вроде создания мероприятия были бесплатными, а для дополнительных функций вроде сложной формы регистрации ввели разные варианты подписки: от 260 до 10 000 рублей в месяц. «Это не взлетело от слова «совсем». Количество платных подписчиков за несколько месяцев выросло с двух до семи», — вспоминает Павлова.

Другая бизнес-модель нашлась, когда предприниматели поняли, что их сервис может быть системой не только для организации событий, но и билетной. Сейчас мысль кажется очевидной, но в конце нулевых рынок электронных билетов в России не был развит, а банковскими картами платили и вовсе единицы (около 40% от тех, кто платил через Сеть, многие использовали сервисы вроде WebMoney и «Яндекс.Деньги»).

«Мы постоянно слышали: «Что? Билеты через интернет покупать? Это вообще как?» У массового пользователя и карточек-то не было. А если и были, то подумать, что можно не только деньги снимать в банкомате, а в интернете платить, было вообще за гранью добра и зла!» — тем не менее самые отчаянные и технологически продвинутые организаторы решились включить эту функцию, и TimePad стал брать комиссию с продаж — около 7–9%.

Настоящим вызовом в 2010 году стала организация международной конференции для Вышки: ожидалось около 600 участников, и все иностранцы, привыкшие платить карточками. Это был первый крупный клиент TimePad. К тому времени трое основателей уже уделяли проекту всё своё время. Они друг за другом побросали работы, наняли «полтора сотрудника» и каждый день приходили в офис бизнес-инкубатора, резидентом которого стал TimePad. Проект стал генерировать выручку и вдобавок получил грант в 1 млн рублей от фонда Бортника и инвестиции в 1 млн рублей от знакомого бизнес-ангела (позднее он вышел из компании).

 

Прочитать статью полностью на сайте журнала «Секрет фирмы».

Автор: Виктория Чарочкина