Перейти к TimePad.ru — сервису для организаторов событий

Об этом блоге

Вы читаете блог TimePad – самого популярного в России сервиса для организации мероприятий. Здесь мы делимся знаниями в сфере event-менеджмента, полезными инструментами и ссылками, а также рассказываем о новых возможностях ресурса. Все советы основаны на опыте 60 000 организаторов, которые доверяют TimePad. Оставайтесь в курсе!

Подпишитесь на рассылку

Ежемесячные письма с новостями сервиса и полезными инструментами для организаторов мероприятий.

Блог

Где найти волонтеров на ваше событие и как с ними работать
27th Сентябрь 2017, 17:53, admin пока нет комментариев

Фото: Grigory Galantny

Бесплатная помощь при организации мероприятия, свободные руки и лишний трезвый ум — от такого отказаться сложно. Но где искать и как мотивировать людей, которые ничего вам не должны?

Мы поговорили с организатором мероприятий, куратором волонтеров и руководителем волонтерской организации и составили для вас подробный мануал о том, что доверить волонтерам, где их искать и как отблагодарить.

Прежде чем искать волонтеров, убедитесь, что они вам действительно нужны.

Волонтеры пригодятся, если вы проводите массовое событие с большой проходимостью. Если на событии много зон и активностей, которые нужно контролировать. Событие со сложной системой проверки билетов и сложной логистикой. Событие с индивидуальным подходом к каждому гостю, где любому посетителю нужно выделить свою долю внимания, встретить, проводить или выдать какие-либо материалы.

Где искать волонтеров?

Социальные сети — это основной источник привлечения волонтеров на ваше мероприятие. Чаще всего анонсы для набора волонтеров размещаются на страницах события в FB, Instagram и ВКонтакте. Они дают наибольший отклик, так как именно в соцсетях собрано огромное количество людей, которое внимательно следит за вашими новостями, проектами, и, вероятно, именно им захочется познакомиться с вами поближе, попробовать повзаимодействовать с вами, получить опыт работы в команде.

Мария Кутьина, продюсер публичной программы и координатор волонтеров Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»: «Каждый сезон мы делаем большой анонс о наборе волонтеров на страницах в социальных сетях, которые дают отличный отклик. В этом, например, к нам поступило более 250 заявок. У „Стрелки“ есть определенный статус и имидж, который мы нарабатывали годами, а вместе с ним и огромное сообщество лояльных и интересующихся людей, которым априори близки наши ценности и программы, которые хотят участвовать и создавать что-то вместе с нами. Получается, что когда есть такое сообщество, его не нужно искать — нужно просто обратиться и рассказать о возможностях.

Еще один вариант — это партнеры. Если у них есть волонтеры, можно объединять силы. Мы так несколько лет подряд делаем большие программы с Beat Film Festival — их ребята всегда рады помочь на нашей площадке, наши ребята — с удовольствием помогают на их показах».

Также можно разместить информацию о вашем мероприятии в ВУЗах, студенческих общежитиях. Этот способ подойдет для мероприятий, которые близки студентам по тематике. В интересных для них проектах они с радостью принимают участие на безвозмездной основе ради опыта, новых знакомств и возможностей.

Еще один способ найти волонтеров — разместить информацию в специальных волонтерских группах или организациях, потому что, как правило, у людей там уже есть опыт и понимание принципов такой работы.

Дмитрий Антонов, заместитель директора АНО «Добровольцы Петербурга»: «Мы либо сами ищем проекты, которые, по нашему мнению, были бы интересны волонтерам и мы уверены, что на эти проекты люди запишутся и придут помогать. Либо к нам мероприятия поступают извне, обращаются организаторы или городские комитеты, когда у них через месяц мероприятие. К нам приходит заявка из комитета и мы уже ее обрабатываем. У нас есть специальная форма, которую мы скидываем организаторам, в ней есть пункты: название и описание мероприятия, какую работу доверяют волонтерам, график работы, что им будет предоставлено, особенные пожелания. Например, на некоторые мероприятия просят строго от 18 до 25 лет. В других можно участвовать с 16 до 30 лет.

Если к нам обращаются слишком поздно, либо если волонтерам ничего не предоставляют мы отказываем организаторам. Например, до события меньше недели или даже двух или на эти даты у нас уже очень много событий. Если не дают ни благодарности, не кормят, не дают сувенирку, то ребята на такое просто не запишутся».

Какую работу доверять волонтерам?

Живые указатели/навигация

На мероприятиях со сложной навигацией можно не только поставить 10-20 планов, создать приложение и поставить таблички (хотя и про них не стоит забывать). Наличие живого волонтера, который указывает дорогу, знает, где гардероб и ближайший туалет, всегда выручает. Если мероприятие проходит в нескольких залах, на разных этажах, на площадке больше одного коридора волонтер на этаже или коварном повороте спасет многих посетителей от опоздания на лекцию или выступление важного спикера.

Регистрация гостей

Чем больше людей встречает гостей, тем больше вероятность, что на событии не будет очереди на вход. Если у вас сложная система регистрации (проверка билета, специальных списков, внесение в базу, выдача промо-материалов и бейджа) на каждом из этапов лучше поставить сотрудника или волонтера, в зависимости от степени ответственности и сложности процедуры. Обратите внимание, что если предполагается покупка билета при входе, кассиром необходимо сделать финансово ответственного сотрудника, а не волонтера.

Выдача бейджей или раздаточных материалов/сувенирной продукции

Волонтеры выполняют хоть и второстепенные, но очень важные организаторские обязанности. Например, на Стрелке волонтеры занимаются ведением наборных досок-афиш (как на русском, так и на английском языке), которые стоят при входе на территорию, чтобы посетители всегда были в курсе программы на день. Если приезжает англоговорящий спикер,они раздают синхронные переводчики для участников. А иногда вручают сувенирную продукцию от партнеров первым 20-30 участникам.

Встреча гостей

Если вы делаете событие с небольшим количеством участников и индивидуальным подходом к ним, то стоит побеспокоиться о том, чтобы каждому посетителю уделял время и внимание специально обученный человек. Волонтер с улыбкой встретит гостя, проводит до места, ответит на вопросы, расскажет о мероприятии и оставит приятное впечатление об уровне организации.

Контроль функционирования зоны

Если мероприятие разделено на зоны, то очень важно, чтобы за каждой из них был закреплен человек. Волонтер в данном случае может следить, чтобы конкретная зона была в чистоте и порядке, и если происходят какие-то накладки в смене декораций, расписании лекторов или экспонатов, может сообщать о них организатору.

Наталья Франкель (ВКFb), из книги «Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий»: «Каждый волонтер должен быть в курсе тайминга всего мероприятия и его личного тайминга (если он предполагается). Желательно, чтобы перед глазами у него была распечатка или информация в телефоне. То есть волонтер должен знать, что, например, за 60-45 минут до перерыва он должен начать убирать визитки/флаеры со столов в фойе. Потому что там нужно будет организовать кофе-брейк, на который тоже необходимо некоторое время».

Простые повторяющиеся операции

Перенос колонок в Экселе, массовое добавление в списки, простые операции часто необходимо сделать за пару дней или на самом мероприятии. Если у вас есть ответственный и дотошный волонтер и совсем нет времени, доверьте ему часть бумажной работы, четко обозначив, что нужно сделать. Не забудьте про резервные копии.

Работа помощником организатора

На одного организатора приходится слишком много задач, которые можно перепоручить отвестветственному волонтеру. Часть звонков, встреча партнеров или некритичный вопрос от участника могут быть решены помощником организатора.

Мария Карпенко, куратор команды волонтеров фестиваля Старкон: «В зависимости от опыта работы (в том числе и на наших фестивалях) можно поручить волонтеру работу от самой простой и до более ответственной. Часто мы работаем с ребятами не один год и они уже знают площадку, работали в разных зонах фестиваля. Такие волонтеры становятся помощниками организаторов, либо отвечают за конкретные вопросы на фестивале (например, сами курируют часть волонтеров или отвечают за гардероб)».

Что не стоит доверять волонтерам?

Финансовые вопросы

Продажа билетов, оплата участия спикеров и другие финансовые вопросы должны проходить только через организаторов. Деньги стоит доверять людям, контакты которых вы знаете, а еще лучше, если вы знаете, где эти люди живут.

Уборка

Конечно, убрать стулья и стаканчики работа волонтера, если его зона ответственности это предполагает и вы это заранее оговаривали. Но сложно согласиться с тем, что волонтер должен мыть полы или выносить мешки с мусором. Эти действия можно доверить волонтеру, но рассказать про грязную работу стоит заранее, чтобы на событии это не стало неприятным сюрпризом. Лучше доверить уборку профессионалам: мотивировать волонтеров мыть полы на фестивале тяжело.

Погрузка и тяжелые работы

Как и в случае с уборкой, тяжелую физическую работу лучше доверить профессионалам. Если вы все же не готовы платить за перетаскивание столов и разгрузку стульев, заранее предупредите волонтеров, чем им придется заниматься.

Как инструктировать?

Чем точнее и подробнее будет поставлена задача, тем лучше она будет сделана. Вдумчиво расскажите и пропишите волонтеру, в чем будет состоять его работа. Что входит, а что не входит в его обязанности. Отправьте ему подробное расписание фестиваля. Обязательно передайте волонтеру контакты того, с кем нужно связаться в случае непредвиденной ситуации. На всякий случай дайте не один, а два или больше контактных телефона, например, ответственного лица и его помощника.

Насколько широким будет инструктирование зависит от вас. Вы можете только обозначить зоны ответственности и распределить помощников, но тогда дополнительных вопросов не избежать, а если они будут возникать в процессе мероприятия, на них не всегда будет время ответить. Желательно постоянно быть на связи для решения важных вопросов. Звонить не всегда удобно, потому что на мероприятиях шумно, а создать общий чат, где вы сможете общаться с волонтерами, или раздать рации — быстрый и удобный вариант коммуникации. Единый канал связи со всеми волонтерами решает много проблем. Даже если нужный вам человек не в сети, те, кто работает с ним в одной точке, передадут ему сообщение.
Важный человек на площадке — координатор волонтеров. Он назначается либо среди организаторов, либо это специалист от волонтерской организации. Если на мероприятии больше трех волонтеров желательно, чтобы координатор не имел других зон ответственности. В его задачи входит назначение волонтеров на конкретные зоны, обозначение круга ответственности, инструктаж и контроль на площадке. Координатор должен иметь возможность в случае возникновения экстренной нехватки помощников в одной из зон перекинуть волонтеров из менее напряженного участка, либо иметь резерв по волонтерам.

Мария Кутьина: «В рамках каждого набора волонтеров у нас проходит установочная встреча, где я подробно рассказываю про Институт, про программу, про наши задачи на весь период, а главное про условия и правила, по которым мы живем.

Дальше, когда уже идет работа, мы каждую неделю встречаемся на планерке, где обсуждаем, кто на каких проектах и задачах участвует, какие есть вопросы, к кому обратиться, какие возникали проблемы и какие есть предложения.

Во время работы на мероприятиях, волонтеры встречаются уже на мини-брифинг не только со мной, но и с продюсером и мы еще раз вместе сверяемся по задачам, расстановке, плану действий и необходимым деталям».

Перед мероприятием лучше пройти всю площадку с волонтерами ногами, продемонстрировать им уже на готовых объектах, что предстоит делать.

Также желательно познакомить помощников с организаторами, рассказать, кто и за что отвечает. Если волонтер должен произносить текст, например, при встрече гостей, попросите его заучить этот текст и проверьте, насколько легко и уверенно волонтер может его произнести.

Мотивация и оплата. Как отблагодарить волонтеров?

Сам формат волонтерства не предполагает оплаты, но это не значит, что ваш помощник не должен получить благодарность за свой труд. Поощрение может выражаться в разных формах. Например, если вы делаете платное событие, возможность послушать интересную лекцию или посетить эксклюзивную премьеру является отличной мотивацией быть волонтером на данном мероприятии. Но выбирая такой формат благодарности, необходимо убедиться, что волонтер может покинуть свой пост, когда будет проходить интересная ему активность. Нужно закладывать в режим работы волонтеров не только непосредственно работу, но и время отдыха. Отвечать за какую-либо зону на мероприятии лучше ставить не одного волонтера, а двух или больше.

Дмитрий Антонов: «Что получают волонтеры за свой труд — напрямую зависит от организатора. Мы рекомендуем предоставлять благодарственные письма либо справки-награждения. Для абитуриентов это важно — участие в мероприятиях и грамоты за них дают дополнительные баллы к ЕГЭ. Для студентов участие в общественной жизни и внестуденческая активность могут повысить стипендию. Помимо этого мы всегда предлагаем ребят кормить. Если работа больше 6 часов мы всегда просим горячее питание, если менее 6 часов — чай с сэндвичами».

Сувенирная продукция, футболки, значки, кепки, наклейки тоже могут быть благодарностью за помощь. У волонтера остается память о событии, а если сувенирная продукция еще и красиво оформлена, он будет ходить в вещи с мероприятия и дополнительно его рекламировать.

Если у вас есть партнеры или спонсоры, которые могут предоставить свою продукцию для волонтеров — это очень удобно. Для вас такие сувениры ничего не стоят, волонтеры получают небольшой подарок, а для партнер — рекламу. Выгодно для всех.
Мотивацией для волонтера может также служить возможность попробовать себя в роли менеджера по организации мероприятий, возможность посмотреть на «кухню» фестиваля. Через год он может прийти к вам уже с предложением присоединиться к команде организаторов.

Мария Кутьина«Некоторые волонтеры приходят с нацеленностью попробовать свои силы и проявить себя, чтобы в будущем присоединиться к команде, и это действительно отличная возможность — и я сама, и несколько коллег, кто работает у нас сейчас, начинали именно с волонтерства и всегда при поиске сотрудников мы, в первую очередь, смотрим на тех, кто нам помогает».

Задача куратора в данном случае понять, что интересно конкретному волонтеру и предложить ему работу, которая максимально раскроет его потенциал. Можно заранее добавить в анкету строчку о желаемой мотивации или сразу внести те пункты, которые вы гарантированно сможете предложить, чтобы разбить волонтеров на группы по мотивации и интересам.

Волонтеры — это не безответственные люди, которые ничего не умеют, пришли к вам за халявой, будь то еда/напитки или вход на платное мероприятие. Внутри каждого волонтера живет маленький организатор, который стремится вам помочь и которого вы интересуете как профессионал, у которого есть чему поучиться. Именно с вашей помощью он может получить хороший опыт работы в сильной команде, новые знания и знакомства, возможность найти себя.

Авторы: Диана Шапиро, Юлия Барабанова