Проект «Умная Москва» делает естественно-научные шоу и фестивали для детей. Благодаря сарафанному радио проект стал одним из самых популярных в городе. Набрав популярность в Москве, научные шоу стали открываться в городах России. Какие-то города работают как филиалы, какие-то как франшиза. Умные Города открыты уже в 15 городах, среди которых Рига, Ижевск, Владивосток, Минск. Мы поговорили с Михаилом Кнеллером, со-основателем и генеральным директором проекта «Умные города», чтобы узнать как проекту удается масштабироваться при небольшой команде.

Хороший проект сам привлек франчайзи

По мере роста проекта в Москве мы строили отдаленные планы о региональной экспансии. Но реальность несколько опередила ожидания — в какой-то момент нам сами стали писать люди из разных городов с предложением купить франшизу. Почему бы не попробовать, подумали мы.

Открыть филиал или продать франшизу

Мы сразу поняли, что много собственных филиалов не откроем — у нас для этого не было достаточного количества подготовленных менеджеров. Поэтому за собой мы решили оставить несколько «лакомых» городов — на данный момент это Москва, Санкт-Петербург, Казань. А остальное решили отдать на откуп франчайзи. Филиал приносит в 3-4 раза больше денег, чем франчайзи, но филиалов у нас сейчас три, а франчайзи 10.

Трудности работы в нескольких городах

Главная трудность для нас — это логистика. Один из ключевых пунктов нашей франшизы — предоставление партнерам оборудования для проведения детских научных программ. Когда городов было три или пять, все было просто — мы упаковывали коробки прямо в офисе и сдавали их представителю курьерской службы. Сейчас у нас 12 комплектов реквизита, перемещающихся между 15 городами. Это требует организации одного или нескольких распределительных центров, внедрения складского софта, оптимизации перевозок и т.д.

Продвижение франшизы и критерии выбора партнера в новом городе

Сейчас партнеры сами нас находят — мы получаем в среднем одну заявку в неделю. Часть из них приходится на города с населением менее 500 тыс. — их мы сразу отфильтровываем, так как наша бизнес-модель вряд ли будет успешна для такого города. Отказываем претендентам из городов, где уже есть действующий партнер.
С остальными общаемся сначала дистанционно, потом приглашаем приехать в Москву на своеобразное собеседование. Его тоже проходят далеко не все. В результате мы имеем воронку, позволяющую выбирать самых сильных партнеров.
Нам нужны не те, кто хочет выгодно вложить свои сбережения в модную франшизу. Для нас главное, чтобы партнер имел схожие с нашими взгляды на жизнь 🙂 Нам интересны те, кому действительно интересно заниматься с детьми химией и физикой. Те, кто видит потенциал в нашем продукте и те, кто будет фокусироваться на качестве услуги, а не на сокращении издержек.

Как контролировать качество мероприятий

Лучший контроль качества — это отзывы посетителей в интернете. Их не сложно найти. Впрочем, мы, сотрудники управляющей компании, довольно часто бываем на мероприятиях в разных городах. Я сам стараюсь 1-2 раза в год посетить каждый город. Видеокамеры не устанавливаем — это не наш метод. Но главное — наши партнеры не меньше нас ориентированы на высокую планку, поэтому особо контролировать их и не нужно.

У всех есть в школе злобная химичка и скучная физичка

Знаете, представители каждого города на первой встрече рассказывают нам, что «у нас, конечно, все совсем не так, как в этой вашей Москве». Но, как показывает опыт, во всех городах живут родители с детьми, у всех по две руки, две ноги. Более того, у всех есть в школе злобная химичка и скучная физичка и у всех есть потребность в новых знаниях. Так что плюс-минус все одинаково. Ну может соцсети по-разному работают — где-то «зажигает» фейсбук, где-то нужно акцент на ВК делать. Возможно, чуть больше специфики с Ригой, но это не столько из-за особенностей менталитета, сколько из-за таможенных требований.

Знания и опыт приобретенные с развитием Умных городов

Я приобрел много знаний в области логистики и коммерческого права, но не могу сказать, что без них мне очень плохо жилось 🙂 Какие-то управленческие навыки, безусловно. Но главное, что мне дал опыт развития франшизы — это замечательное чувство единства с несколькими десятками людей, делающих общее с тобой дело на просторах необъятной родины.

Встреча Умных городов для обмена опытом

15-16 июня мы проводили в Сочи встречу всех наших «Умных городов». Это была конференция, в рамках которой представители управляющей компании и городов-партнеров выступали с различными историями и примерами из своей практики. По общему мнению, получилось очень полезно. Такие встречи позволяют всем «настроиться на одну волну» и быстрее решить спорные вопросы, на которые без встречи ушли бы недели и месяцы.