Ольга Сергеева, главный редактор журнала Seasons of life, генеральный директор Seasons Project.

Я стала главным редактором журнала Seasons в 2002 году, в марте 2003 вышел первый номер. Тогда журнал был частью большого издательского дома Independent Media. Сперва мне предложили склеить бумажную версию будущего лайфстайл журнала. Генеральный директор Independent Media Лена Мясникова дала кипу голландских журналов, которые лежали на подоконнике у нее в кабинете, и сказала: «Делай!»

Почти во всех изданиях были анонсы каких-то событий, которые устраивали эти журналы. Я не читала по-голландски, но понимала, что они проводят свои мероприятия.

Журналы попроще делали цветочные ярмарки; более интерьерные, высокие журналы — интерьерные выставки. Лайфстайл журналы — home&garden faire. И все это были такие ожившие страницы журналов.

Поэтому, когда мы запустили журнал в 2003 году, сразу стали говорить, что было бы круто сделать фестиваль.

И сделали его уже через полтора года: осенью 2004-го, в сентябре, в саду Эрмитаж прошел первый фестиваль Seasons.

Работала над фестивалем журнальная команда. Как мы его сделали, я до сих пор не могу понять. У нас не было никакого опыта в организации мероприятий — тогда в нашей стране ни у кого его не было. В один год с нами прошел первый «Пикник афиши«и первый фестиваль «Усадьба Джаз».

Структура фестиваля сразу была такой же, как и сейчас, только все это было в миниатюре, потому что рынка еще не было. Был микро-маркет (10 участников), микро-фудкорт (меньше десяти участников), мастер-классы, небольшая детская программа. Тогда еще мы делали садовые проекты, у нас даже была «Улица Садовая». Разные симпатичные декораторские идеи на фестивале были воплощены с помощью студентов школы «Детали».

Изначально мы не задумывали фестиваль, как семейный, но постепенно поняли, что наша аудитория семейная, к нам идут семьи с детьми, и мы все больше внимания стали уделять детской программе. При этом программа для детей должна быть такой, чтобы и взрослым было интересно принять в ней участие.

Журнал Seasons — это про объединение: людей, творческих проектов, горожан, разобщенных расстояниями и самим образом жизни большого города. Мы даем людям почувствовать дружественную атмосферу, поучаствовать во всем, что мы им предлагаем, быть не зрителями, а со-творцами.

В 2008 году случился кризис, и в Seasons все тоже сильно поменялось.

Из 20 человек в команде осталось четверо, и надо было как-то выживать. До этого мы делали 10 номеров в год и проводили один фестиваль. В декабре 2008 года, что будем выпускать журнал реже — 4 раза в год по временам года. А фестиваль будем делать чаще — тоже 4 раза, тоже по временам года.

Теперь нам надо было придумать, как сделать так, чтобы люди приходили к нам на фестивали четыре раза в год. Мы распределили их по временам года: сохранили общую фестивальную структуру, но разделили по темам, и в каждом расставили свои акценты.

Весной это Дизайн-субботник, про экологию, дизайн, про то, как жить в большом городе максимально осознанно и при этом комфортно. В 2018 году мы проводим его на Дорогомиловском рынке. Тема — «Еда как искусство».

Летний More Amore — однодневный, про море, про любовь, про каникулы в городе, самый беспечный и самый музыкальный в семье наших фестивалей. В 2017 году он стал танцевальным. В 2018 году мы продолжаем эту тему, делаем летний фестиваль совместно с «Балетом Москва».

Осенний фестиваль каждый год носит разное название, у него есть какая-то новая тема, и она ложится в осеннюю концепцию — встреча после лета: с друзьями, с городом, с близкими людьми. Мы собираем все классные проекты, которые есть в Москве, и даем им возможность рассказать о себе: театры, музеи, образовательные проекты для взрослых и детей, кино и музыка — тоже всегда есть на осеннем фестивале. Это такой культурный «Праздник урожая», на котором всегда есть место и для гастрономической темы.

Зимний фестиваль, когда-то мы начинали его делать как первую городскую ярмарку на европейский манер. Тогда, в 2009 году, не было ничего, что существует сейчас на всех бульварах, площадях, скверах и парках Москвы. У нас были яблоки в карамели, пахло горячим шоколадом, на маркете можно было купить красивые подарки и ощутить настроение Рождества, мандариновые ангелы гуляли по дорожкам фестиваля, и в авоськах у них были мандарины. Два года назад мы поняли, что с этим все в порядке в городе, проблема решена, и решили поменять формат зимнего фестиваля. Уже два года мы делаем фестиваль в тепле — это такая большая и красивая семейная Елка, с дресс-кодом, концертами, спектаклями, буфетом. Подарки, конечно, тоже здесь можно купить, но маркет перестал быть главной темой зимнего фестиваля Seasons.

Еще в зимнем фестивале всегда есть благотворительность. Мы выбираем один фонд, чтобы собрать под какую-то конкретную программу деньги. так мы потихонечку стараемся помогать людям делиться с теми, кому трудно.

Сейчас над фестивалем работает отдельная команда, это 15 человек: творческие кураторы и менеджеры — «сердце» и «голова» фестиваля.

Когда мы начинали делать фестиваль, то фестивальная команда состояла в основном из журнальной команды, редакторы становились кураторами площадок. Директор по маркетингу журнала становился раз в год директором фестиваля.

в 2010 году Seasons отделился от Independent Media и стал независимым проектом, стало понятно, что уже не получится жить так, как раньше, потому что никто не будет платить нам зарплаты вне зависимости от того, какую прибыль принесли журнал и фестивали. Что мы зарабатываем — на то и живём, нет никакого запаса и гарантий.

Директором фестиваля в то время была Даша Шадрина, она работала в штате проекта, всю остальную команду мы собирали четыре раза в год. Сейчас большинство культурных проектов живут так: минимальный штат и фрилансеры под разные задачи.

Когда Seasons вышел из состава большого издательского дома, стало понятно, что каждый наш проект должен зарабатывать, иначе мы не сможем существовать.

Журнал — самый сложный и дорогой продукт из всех проектов Seasons. Когда случился кризис, реклама начала утекать из журнала, и фестивали стали «двигать» проект. Долгие годы мы зарабатывали этим деньги, и могли вкладывать их в журнал.

Доходная часть фестиваля складывается из спонсорских проектов, продажи мест участникам маркета и форд-корта и продажи входных билетов (когда у нас платный вход).

В какой-то момент мы поняли, что в Москве очень много фестивалей, и нам все сложнее бороться за аудиторию.

Был фестивальный расцвет года два-три назад, это был какой-то бум. Все стали проводить фестиваль. Cейчас эти фестивали, по сути, стали маркетами. Тут концепт понятен — люди собрались, договорились с лофтом о недорогой аренде или бесплатно, чтобы продвинуть место, собрали участников, позвали аудиторию. Это микро-модель фестивального мироздания. Когда кризис стал усиливаться, фестивали начали исчезать, потому что фестиваль — это дорогое удовольствие, это не игрушка, его сложно сделать и очень сложно продать. Очень много всего должно быть помимо аудитории, которая к тебе пришла.

Крупные компании стали делать свои фестивали — Redbull, Ахмад фест. Им уже неинтересно участвовать в чьих-то фестивалях, потому что у них есть свои собственные мероприятия.

Seasons силен тем, что у нас есть еще и медийная история. Мы предлагаем партнерам журнал, соцсети, сайт — много всего вокруг события. И, самое главное, у нас есть опыт, мы первыми в России стали делать подобные фестивали. В следующем году фестивалям Seasons исполнится 15 лет. Это, конечно, наше огромное конкурентное преимущество.

Мы очень хорошо знаем, что нужно нашей аудитории.

Есть ощущение, что картина фестивального мира чуть-чуть меняется. Сколько бы рынок не говорил про диджитализацию, все равно живая связь с аудиторией важна. Но фестивальный контент должен быть особенным. На одном сене и картонных вывесках уже далеко не уедешь. Хотя мы эти материалы обожаем и когда-то первыми стали использовать в декоре.

Мы понимаем, что нужно сделать, чтобы люди захотели провести время именно с нами. Поэтому к нам приходят большие коммерческие компании — чтобы взаимодействовать с аудиторией в комфортных условиях. У фестиваля есть хорошая репутация, аудитория им подходит, искать и собирать ее не нужно. Интегрируясь в такое событие, бренды эту аудиторию получают. Это экономит ресурсы — организаторы не тратят столько денег, сколько бы они потратили, если бы проводили с нуля в чистом поле любое мероприятие.

Идея Seasons — в пересечении всех наших проектов: чтобы на фестивале была школа, чтобы журнальные герои участвовали в фестивалях, чтобы фестивальные люди становились преподавателями школы Seasons и героями журнала. Мы говорим про объединение людей, и сам проект становится единым, объемным, вот что самое ценное. Это украшает и отличает его от всех других фестивалей.

Мы несколько раз делали бесплатный вход на фестивали, и нам понравился этот опыт.

Попробуем в следующем году повторить. Финансовый расчет очень простой — если есть партнер, который закрывает доходную часть, ту, что мы ожидаем от продажи билетов, то это имеет смысл.

Сейчас в городе огромное количество бесплатных мероприятий. И довольно качественных. И тут надо понимать, что ты еще и за это конкурируешь. Человек выбирает не просто между двумя фестивалями, а между платным и бесплатным. Здорово даже энергетически, когда человек не застревает на входе за покупкой билета, а спокойно вливается в праздник.

На каких-то фестивалях мы сохраняем платный вход — например, на зимнем фестивале. Там закрытое пространство, ограниченное количество людей может уместиться и чувствовать себя комфортно, так что билеты необходимы.



Яна Шатунова, исполнительный директор московских фестивалей Seasons, рассказывает о структуре фестивальной команды.

Минимальное число людей в команде фестиваля — шесть человек, но она может становиться чуть больше, если есть финансовая возможность, если позволяет бюджет фестиваля.

Директор фестиваля знает весь фестиваль изнутри и снаружи — что где происходит, контролирует все вопросы.

Куратор партнерских проектов работает над интеграцией коммерческих партнеров и общается с площадкой — чтобы все было четко. Площадки бывают разные — простые, как Эрмитаж, с которым мы работаем много лет и знаем ее специфику отлично. Сложные — музей Москвы, так как это историческое здание, там очень много ограничений.

Куратор творческой программы — собирает музыкальную и театральную программу, перформансы.

Сама программа придумывается на общих летучках, и необязательно только командой фестиваля, но и общей командой Seasons (в которой есть журнал и школа).

Детская программа — важная часть фестиваля. У нас на фестивале всегда огромная детcкая зона, и детям есть чем заняться — спектакли, мастер-классы, детский маркет, музейные проекты. Куратор все это собирает.

Еще два важных человека: кураторы дизайн-маркета и фудкорта. Люди должны вкусно поесть, люди уйти с какой-то красотой. Задача кураторов — найти подходящие по формату проекты, отобрать, провести переговоры, расставить на площадке, следить за выполнением бюджета (у этих двух площадок есть бюджет, который нужно выполнить), быть на монтаже и демонтаже.

В команде фрилансеров есть дизайнер, который придумывает имидж фестиваля, а потом тиражирует его для всей полиграфии. Этот имидж является точкой отсчета для команды, которая создает визуальную красоту на площадке.

Для декора площадки мы обычно привлекаем креативного директора или творческую команду архитекторов или дизайнеров, которые предлагают визуальную идею, мы ее утверждаем на общей летучке, и дальше начинается производственный процесс. Нам важны: входная группа, навигация, оформление квартиры Seasons и остальных фестивальных зон в едином ключе. На More Amore в прошлом году у нас весь декор был из ткани — тема парусов. На этом фестивале с креативным директором Леной Шиндыковой работала команда волонтеров: которые за неделю до фестиваля превратили нашу студию на Флаконе в парусную мастерскую — выкраивали паруса для навигации, писали на них названия площадок.

Важная роль — технический директор. У нас много лет был один и тот же техдир, есть постоянные подрядчики по свету, звуку, освещению. И сейчас мы пробуем формат, когда подрядчики выступают техническими кураторами фестиваля.

На фестивале очень важна помощь волонтеров

Нам часто пишут: хотим стать частью Seasons. Фестиваль — это отличная возможность оказаться в самой сердцевине нашей жизни. Кто-то занимается списками гостей и прессы на входе, кто-то помогает творческим кураторам, кто-то помогает на маркете и фудкорте, кто-то работает на монтаже вместе с дизайн-командой.

Однажды была такая история: на зимний фестиваль вместо 10 волонтеров вышло 2 человека. А нам надо было контролировать вход, поставить кого-то в квартире Seasons, продавать журналы, помогать на других площадках. Мы, конечно, справились тогда своими силами. Но сделали важный вывод: волонтеры должны понимать ответственность, возложенную на них. Так что теперь мы собираем большую волонтерскую летучку перед фестивалем, чтобы все друг друга увидели и осознали, что это не только про возможности, это еще и про обязанности.

Пару лет назад целая группа студентов журфака, 12 человек, проходили у нас летнюю практику, и частью их практики стала работа на фестивале.

Сейчас у нас в фб есть группа «Феи Seasons», в ней мы кидаем клич о сборе помощников на фестиваль. Перед фестивалем мы с ними встречаемся в студии, знакомимся, прикидываем, кто что может делать. Спокойному и методичному человеку можно поручить списки, а активного отправить ближе к людям. Все еще бывает, что кто-то не пришел, заболел, не смог, но есть проверенные друзья проекта, которые подхватывают задачи, если где-то возникла необходимость в помощи.

Волонтерство на фестивале — это хорошая школа и опыт. Кстати, в команде Seasons есть люди, которые когда-то были нашими волонтерами.

На площадке фестиваля у нас обычно работает 7-10 волонтеров. Это огромная подмога. Но перед этим они еще активно участвуют в подготовке.

Давайте поговорим про инструменты, которыми ваша команда пользуется для организации. У вас же много процессов, все надо сводить воедино.

Первым на ум приходит Timepad, потому что это очень удобный инструмент, в нем все прекрасно. В партнерстве с «Билайн» на Зимнем фестивале 2017 мы столкнулись с тем, что нужно было создать 10 000 промокодов. Такой запрос был новым и для нас, и для Timepad. И менеджер, который нас ведет, без разговоров включился в процесс, просто встал на амбразуру общения с партнером. И в итоге мы справились с задачей.

Что же касается остальных инструментов, я время от времени говорю фестивальной команде: «Девочки, вот сетка программы, давайте ее заполнять». В итоге эта сетка превращается в огромный лист бумаги, который ложится на стол, и все на нем рисуют. Нам это гораздо удобнее, потому что все визуалы. Видишь всю карту, как Кутузов.

Но мне все-таки хочется где-то это все фиксировать, я даже пыталась завести план-график по проекту, но и это не работает. У нас все меняется постоянно. Мы можем сегодня решить про одно оформление, а потом увидеть новую идею, которая в корне поменяет все.

Управлять такими процессами сложнее, но в этом и наша сила. Мы можем быстро менять решение, над нами нет строгого руководителя, которому надо все нести на утверждение, а потом ждать фидбэка. Мы собираемся на летучку и вместе решаем: «Смотрите как круто, давайте это сделаем». Или — «Нет, что-то эти музыканты не очень. Давайте их не будем брать».



Алена Селезнева, руководитель региональных проектов Seasons.

Мы получаем много запросов на организацию фестивалей в других городах.

И провели уже несколько: в Одессе, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Красноярске. Мы рады расширять пространство Seasons и делать фестивали в регионах, но эта работа занимает очень много времени, и ее довольно сложно дистанционно вести.

Когда мы делаем партнерский региональный фестиваль, над ним работает целая команда — мы готовим дизайн, придумываем идеи, ежедневно координируем работу местной команды. Кроме того, мы анонсируем событие на своих ресурсах, привлекая аудиторию Seasons, которой у нас в регионах немало.

В нашей практике было так: мы делали фестивали с талантливой местной командой, ребята набирались опыта, а потом начинали делать свои собственные классные события. Так было с Одессой и Красноярском — там очень мощные молодые команды, бодрые ребята, которые многому у нас научились.

Делать фестиваль — это совсем не то, что прийти в гости на фестиваль.

Начинающему организатору могу посоветовать побыть волонтером на фестивале, чтобы решить, хочешь ты делать фестиваль (со всеми рисками, нагрузками, обязательствами перед партнерами и аудиторией) или нет. Если ты поймаешь кайф и поймешь, что тебе хорошо в этой ситуации драйва: стрессы от бессонных ночей, быстрые решения, возникновение прекрасного мира на один день: счастливые взрослые, красивые дети, живая музыка, облака из картона, паруса из льна, потом демонтаж стремительный… Если тебе тебе это все по нутру — супер, ты готов.

Я очень советую прийти на нашу «Школу фестивалей», которую мы запустили год назад, чтобы учить людей делать свои события. Услышать профессионалов невероятно полезно. Учиться все-таки лучше на чужих ошибках и на реальных историях успеха.

Вы получите знания от практиков и поймете, что это за машина вообще такая большая — фестиваль, как он устроен, кто его «толкает», кто реально стоит за этой огромной историей.

Лучше начинать с небольшого бесплатного мероприятия.

Если вы решили сделать фестиваль, советую начинать с бесплатного события. Люди будут настроены более дружелюбно, и к недочетам отнесутся более снисходительно. Хорошо, если в команде вашего первого события хотя бы двое из пяти членов команды уже имели опыт совместной работы. Чтобы это уже был костяк, который станет очевидным дуэтом или тройкой лидеров проекта. Тогда остальные будут работать, встраиваясь в их систему.

Необходимо очень четко прописать концепцию фестиваля — в чем уникальность вашего события, какие конкуренты. Если вы поймете, что придумали некую идею, которой нет в радиусе трехсот километров от вас, если есть сообщество, люди, которые станут его посетителями, есть партнеры, которые разделят ваши затраты, есть площадка, которая готова принять вас бесплатно, есть творческие партнеры, которые усилят вашу программу и приведут свою аудиторию, если вы ответили на вопрос: зачем фестиваль нужен городу, месту — надо его делать.