Даже самый замотивированный студент порой теряет концентрацию и желание заниматься. Особенно, если учебный материал скучный и монотонный, пусть даже очень полезный. Как спикеру удерживать внимание слушателей и как создать по-настоящему увлекательный курс, рассказала доктор психологии, основатель школы развития эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков» и проекта «Фактор будущего» Виктория Шиманская.


Еще больше лайфхаков создания и продвижения успешных образовательных курсов вы узнаете 26-27 октября на практической конференции по онлайн-образованию и корпоративному обучению EdMarket Lab. Для всех читателей блога мы дарим скидку 2000 рублей по промокоду timepad2000lab. Все подробности по ссылке.


Одна из ключевых проблем как онлайн-образования, так и оффлайн, заключается в том, что до конца курса доходит не больше 30% учащихся. Тому есть разные причины, но чаще всего — это недостаточная вовлеченность в процесс. Исправить это можно, сделав занятия по-настоящему интересными, ведь в онлайне эмоции важны не меньше, чем в традиционном обучении. Тогда студенты не просто дойдут до конца, а лучше запомнят полученные знания и будут применять их в жизни или в работе. Для создания такого курса нужно:

  • помнить о цели,
  • добавить эмоций и драматургии,
  • акцентировать внимание на результате.

Пункт первый — цель

Первое и важное — определить, на какую цель ориентирован ваш курс: на решение «боли» или реализацию мечты?

Первый случай о том, что вы идете к стоматологу, когда ноет зуб, и врач избавляет вас от этой боли. Так и ваш обучающий курс может решать ту или иную проблему студента или работодателя. Например, сегодня не хватает людей на некоторые позиции программистов. И так как на рынке нет нужных кандидатов, компании готовы вкладывать деньги и обучать уже работающих сотрудников. То есть, есть конкретная боль, люди готовы платить за ее решение.

Курс, направленный на реализацию мечты, — это более долгий, но при этом более воодушевляющий путь. Мечта студента часто выражается в желании освоить новый навык или выучить новый язык, перейти в смежную сферу или даже сменить профессию.

Второй момент, на который важно обратить внимание, — какие навыки развивает ваш курс. Они могут быть быстрыми или долгими, глубинными. В книге «How buildings learn» Стюард Брэнд рассказывает, что для строительства дома нужно в первую очередь заложить фундамент, проложить инженерные коммуникации, продумать планировку и только в конце думать о дизайне интерьера — вазочку переставить, шторки повесить и так далее. Так и в обучении надо четко понимать, что если вы развиваете глубинные навыки, например, учите строить дом, то лучше создать основательный курс на год. А если быстрые, то будет достаточно короткого вебинара о том, куда лучше поставить вазочку. При этом и та, и другая темы важны, но это по-разному выстроенные курсы.

Пункт второй — драматургия

Во-первых, составьте краткий план того, как устроен ваш курс, и обязательно озвучивайте его слушателям перед началом обучения. Этот простой, но очень эффективный инструмент позволит настроить всех на работу и дать общее представление о программе.

Во-вторых, помните, что каждый вовлекающий курс должен быть построен, как драматургический рассказ. Люди предпочитают смотреть захватывающие фильмы, а не вебинары, потому что в первых есть сюжет и драма. Вот три основных приема, которые подойдут для создания увлекательного образовательного курса:

  • сторителлинг,
  • конфликт,
  • путь героя.

Чтобы ученикам было проще запомнить сложную информацию, придумайте историю, пусть даже совсем нелогичную.

Такой подход помогает решить одну из ключевых проблем образования: студенты учатся только чтобы сдать тест, а после него почти всё забывают. Элементы сторителлинга в обучении помогают запомнить материал гораздо лучше. Но в истории всегда должен быть конфликт, когда один хочет одного, а другой — другого. Тогда вашу историю будут с интересом слушать студенты любого возраста.

Последний прием, который тоже подойдет для создания увлекательного курса, — путь героя. Обучение — это трансформация и обретение новых способностей, но при этом всегда есть момент полного провала. Придумайте персонаж, который вместе со студентами будет проходить все сложности, — первые проблемы, отчаяние, кризис, осознание и, наконец, радость от получения новых знаний. Этот игровой элемент также позволит сохранять вовлеченность студентов и поможет им дойти до конца.

Пункт третий — эмоции

Как психолог я должна сказать, что есть три составляющие нашей автоматической реакции на восприятие любой информации — тело, эмоции и смыслы. Но мы можем разработать курс так, чтобы влиять на каждую из этих реакций. Например, как реагирует на учебу наше тело? Через 30 минут активного слушания и сидения в одной и той же позе человек начинает хуже воспринимать информацию. Чтобы вернуть его концентрацию, надо сменить положение — попросите его встать, немного подвигаться, согнуть-разогнуть руки.

Во время курса вы можете вызывать у студентов и нужные эмоции. Например, на родительских конференциях я часто начинаю с фразы: «До 80% мам начинают кричать на своих детей во время выполнения домашнего задания». А мне из зала отвечают — «девяносто процентов», и я понимаю, что вызвала интерес аудитории.

В онлайн-обучении тоже важно подавать информацию так, чтобы управлять эмоциями студентов и при этом удерживать их концентрацию. Тогда вы получите вовлеченных слушателей. Это можно сделать, задействовав пять органов чувств, — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Наш мозг интерпретирует такую информацию почти так же, как если бы мы это переживали на самом деле. Вспомните, когда вы читаете хорошую книгу, возникает ощущение, что вы смотрите фильм. Потому что хорошие авторы задействуют все наши органы чувств: «Он медленно шел. Послышался скрип двери, и комната наполнилась запахом свежих французских булок». Эти инструменты сторителлинга можно и нужно применять для построения обучающего курса, потому что они всегда дают эффект вовлечения слушателя.

И последняя, но не менее значимая составляющая реакции на восприятие информации — смыслы. Важно в самом начале курса договориться со студентами о том, на что обращать особенное внимание, а что второстепенно. Иначе студенты могут вас не услышать или понять совсем не то, что вы хотели рассказать. Помните картинку, где вы можете видеть и лица, и вазу, но сама картинка не меняется? Так и в онлайн-обучении: если вы не сказали студентам, что на этой картинке нужно видеть вазу, то не удивляйтесь потом, что они не поняли материал.

Понимание того, как мы реагируем на информацию с помощью эмоций, тела и смыслов, позволяют выстроить эмоциональный и увлекательный курс.

Пункт последний — результат

Дело близится к концу: вы придумали курс с учетом цели — «боль» или «мечта», с учетом эмоций и драматургии. Чтобы понять, хорошая ли программа у вас получилась, воспользуйтесь экспресс-проверкой на WOW-эффект, которая состоит из трех частей:

  • счастье,
  • вирус,
  • клон.

Проверка на счастье — это ответ на вопрос «Насколько люди будут вовлечены?». Проверка на вирус — «О каком примере из вашего курса ученики захотят рассказать знакомым?». И проверка на клон — «Сможете ли вы провести такую программу тысячу раз?». И здесь онлайн-обучение находится в выгодном положении, потому что сразу охватывает гораздо большую аудиторию. Если ваш курс проходит проверку на счастье, вирус и клон, значит, его можно запускать.

Не забудьте, что в конце обучения всегда должен быть результат. Например, студенты могут выполнить финальный проект — решить задачу из реальной жизни, используя все полученные знания. Если такой задачи нет, то не забудьте просто про артефакт — сертификат, диплом и так далее. Они закрепят результаты обучения.

Оригинал статьи: блог EdMarket.