Timepad попросил экспертов ивент-индустрии поделиться ожиданиями относительно развития рынка в 2018. Основываясь на своих наблюдениях, они выделили тенденции, которые будут актуальны в этом году. Читайте нашу подборку, чтобы быть в курсе!
Диджитал маркетинг уже давно пришел в концерты — большая часть крупных концертных агентств и организаторов фестивалей уже либо отстроили свои отделы маркетинга, либо пользуются агентскими услугами. В индустрии где конечный потребитель «миллениал», приходится знакомится с инструментами, через которые его можно достать.
В 2018 году к этой тенденции начнут массово приходить и более консервативные сегменты рынка: театры, спорт, классическая музыка, выставки и многие другие.
Если смотреть в целом на рынок, кардинальных изменений нет, но локальных очень много: данные различных типов значат всё больше, а классические приемы в маркетинге все меньше, алгоритмы соцсетей окончательно перешли на высасывание денег и маркетинг без бюджета стал почти утопией.
Конкуренция на рынке продолжает расти, предложений становится больше, покупательская способность населения, впрочем, тоже чувствует себя всё лучше. Люди активно начали голосовать рублем за свой досуг, причем не только в эконом-сегменте. Cолдаут собирают и проекты со средним чеком от десяти тысяч рублей.
Мне кажется, продолжится тема нишевых фестивалей, когда гостей — не десятки тысяч, когда ты находишься не в огромной толпе людей, а среди своих. Это как выбор между походом в гипермаркет или магазинчик «на районе», где продавец тебя знает, а ты знаешь все продукты «в лицо». И еще будут развиваться узкие, точечные направления — фестиваль керамики, фестиваль укулеле, фестиваль локальной еды где-нибудь вдали от города, в деревне, в полях. Таких историй будет больше и больше.
В условиях пресыщения информацией, не имея инструментов для фокусировки которым можно доверять, человек будет уходить офлайн, искать пространства «вне сети». И таким пространством вполне могут стать события «только для своих», узкосегментированные. В 2018 году будет расти внимание к офлайну. Борьба будет идти не за время, а за силу эмоции, которую вызывает бренд. Что снова на руку организаторам событий, которые формируют и развивают вокруг события сообщества, создают сильные эмоции, имеют социальное значение и качественно меняют жизнь человека.
Мы сейчас видим, насколько повысились требования партнеров к проектам, не только к описанию аудитории. Бренду на событии нужно создать историю, вызвать сильную эмоцию, получить контакты сообщества, чтобы потом догнать его в коммуникации. Запомниться, быть в правильном для клиента контексте. Поэтому проекты, не изучающие своих участников, не работающие с ними в течение всего года, не подогревающие постоянно лояльность к себе и не повышающие свою реальную ценность будут уходить с рынка. Для них просто не останется ни времени, ни денег.
Наталья Франкель
Организатор
конференций SOLD OUT, «Суровый Питерский SMM» и др. Соавтор книги «Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий». Создатель сообщества «Event-маркетинг от А до Я»
Основной тренд, который уже давно стал фактом — без комьюнити и работы со своей аудиторией становится все труднее продать любое мероприятие. Выживают и зарабатывают только те, кто работает на перспективу, планирует вдолгую, растит и греет свои аудитории.
Именно для этого создаются профильные нишевые сообщества, которые поддерживаются за счет постоянной коммуникации с аудиторией и создания качественного и полезного уникального контента. Благодаря таким сообществам за последнее время ряд мероприятий вырос, утвердился в головах и сердцах посетителей, и имеет все основания занять лидирующие позиции в своих нишах.
Мы считаем, что рынок коммерческих лекториев только формируется, и говорить о трендах внутри него пока рано. Очевидно одно — число проектов растет, но пока предложение скорее формирует спрос. Большие лектории стараются самостоятельно создавать тренды, использовать различные маркетинговые каналы для привлечения аудитории. Это приносит свои плоды, и все больше москвичей рассматривают лекции как один из вариантов досуга.
Многие проекты идут по простому пути — выполняют роль организаторов, которым достаточно найти площадку и лектора с готовой темой. Наш опыт показывает, что на длинной дистанции этого недостаточно. Важнее проработать концепцию образовательной программы и ответственно подойти к наполнению лекций, держать уровень материала на стабильно высоком уровне.
Из очевидных трендов — многие стараются обрабатывать инфоповоды. В первую очередь это открытия выставок, выходы фильмов и дни рождения известных людей. Например, недавно прогремела выставка «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина» в Пушкинском музее, и, как следствие, добрая сотня лекций об их творчестве. А фильм «С любовью, Винсент!» вызвал огромный спрос на лекции о Ван Гоге. Но эта модель не работает на долгосрочную перспективу — недостаточно несколько раз провести лекцию о Климте в период его выставки, чтобы зарекомендовать себя на рынке.
Большая конкуренция в клубно-ресторанном рынке заставляет повышать качество. Люди уже не просто хотят услышать качественную музыку, но и получить визуальное удовлетворение от происходящего на сцене, а еще плотно и вкусно поесть. Я думаю, ожидается качественный скачок в том, что предлагают небольшие площадки до 50-100 мест. Происходящее на сцене должно превратиться в полноценное шоу. Есть ощущение, что появится все больше сеансовых заведений, которые будут работать по принципу кинотеатров — когда один поток сменяется другим. Но только разница в том, что гости смотрят не кино, а какое-либо шоу, слушают музыку, стендап или что-то еще. А вот каким образом будут работать те, кто пытается привлечь людей для посещения своих мероприятий довольно ясно — все сосредоточенно в смартфоне. Если к вам нельзя попасть, зарегистрировавшись по ссылке в чате, соцсети или на сайте, то можно закрываться. Конкуренция слишком остра, и те люди, которые ходили к вам из года в год, уйдут к более продвинутым конкурентам.
Уже не первый год здоровый образ жизни и спорт в тренде, 2018-й не станет исключением —популярность ЗОЖ только растёт. Количество спортивных мероприятий увеличивается, бренды максимально хотят ассоциировать себя со спортом и здоровьем.
Мы проводим большое количество тренировок и спортивных мероприятий — и уже сейчас понятно, что обычными видами фитнеса аудитория уже «наелась». Людям интересны новые и необычные виды активности или даже их смешение – для одной из компаний мы разработали и организовали тренировки «бокс+балет». Сочетание несочетаемого вызывает вау-эффект!
Что касается площадок, будут интересны необычные места: тренировкой в спортзале никого не удивишь, а вот крыши, парки, заброшенные здания, лофты могут стать изюминкой любого мероприятия, в том числе и спортивного.
Технологии и спортивные гаджеты стали частью нашей жизни. Одним из трендов может стать их интеграция в мероприятия. Это поможет синхронизировать всех участников, отслеживать прогресс каждого человека или добиваться главной цели ивента.
Главный тренд в маркетинге деловых мероприятий на 2018 — автоматизация. Продолжится освоение digital, но уже мало просто использовать digital-инструментарий, нужно выстраивать последовательные активности, проводить персональную коммуникацию, а все это уже невозможно делать вручную.
Мой личный топ 5 актуальных трендов:
Автоматизация: настройка цепочки получения и закрытия клиента; на какие письма «подсаживать», какой тип рекламы и кому показывать; в какой момент уведомлять менеджеров, что клиент готов и ему пора звонить;
Digital-продвижение: переход от широкого рекламного покрытия к узким и точным кампаниям, перераспределение бюджета в сторону социальных сетей, специальных проектов;
Глубокая аналитика: автоматизация и digital подтолкнет к массовому использованию сквозной аналитики — это будет новый «must have»;
Телефонные продажи: конечно этому тренду уже не один год, и его особо стараются не афишировать, ведь у всех покупают сами. Но, в погоне за эффективностью — скрипты станут умнее, продавцы гибче;
Упаковка: насыщенность рынка вынудит организаторов больше задумываться о своей уникальности, донесению ценностей, а не созданию очередного лучшего «бизнес-события»;
Если резюмировать — общая ситуация на рынке мероприятий сейчас схожа с остальными отраслями — приходится делать более умные кампании, точнее работать с рекламой и ценить каждого клиента.
Александра Корнева
Директор по развитию
Pencil Group и крупнейшего в России медиа-форума 3D Журналистика, со-основатель Hapax.tech
В 2018 году продолжится тенденция на формирование коммьюнити вокруг бренда. Количество нишевых мероприятий будет увеличиваться. Для примера возьмём хайповую тему — блокчейн и криптовалюта. С июля 2017 года, почти каждую неделю в мире проходит мероприятие по блокчейну, в России 2-3 раза в месяц. Такие мероприятия отличаются большим фокусом на коммьюнити, понятие локальности стирается, упор делается на международное сообщество.
Вторая тенденция — контент. Люди устали от однообразных спикеров, которые кочуют из одного ивента в другой. Для организаторов важно повышать планку, искать новые лица, кейсы и имена. Рисковать и делать что-то новое и невозможное.
Рынок прогулок по Москве-реке не стоит на месте: развивается как инфраструктура — обновляются суда, появляются новые причалы, так и совершенствуется система продажи билетов. Ставший привычным для потребителя способ покупки билета добрался и до отрасли речных прогулок. Уже несколько лет на все прогулки по Москве-реке билет можно купить онлайн, не переплачивая в несколько раз перекупщикам на причалах.
В последнее время варианты проведения досуга на реке значительно расширились. Помимо давно всем знакомых круговых маршрутов речных трамвайчиков, можно найти билеты на любой случай: прогулки с обедом или ужином на разные бюджеты, тематические вечеринки с танцами, просмотр салюта с воды, детские пиратские программы и многие другие виды прогулок.
В прошлом году популярностью пользовались оригинальные прогулки, приуроченные к специальному городскому событию — просмотр салюта с теплохода, или поездка на просмотр авиашоу Макс на теплоходе, минуя пробки. Набирают популярность и познавательные прогулки за пределы Москвы.
Самые успешные организаторы событий работают со своей аудиторией и базой клиентов. Причем работают не разово перед событием и на событии, а «подогревают» ее весь год. Греть можно по-разному — это и сменяющие друг друга проекты аудитории, и создание сообщества с полезным контентом и площадкой для общения, и методичная работа по разным каналам с касаниями для больших бизнес-событий.
Тренд на привлечение клиентов через digital и внимательную работу с аналитикой. Современные инструменты уже позволяют многое узнать об источниках трафика, поведении пользователей, эффективности разных каналов. Да, это отдельный непростой мир, но всё больше людей начинает в нём разбираться или находят профессионалов себе в помощь.
Обучение и полезный контент — всему голова. В среде организаторов событий есть потребность в знаниях. Причем интересна не теория, а конкретные кейсы из практики. Я вижу в этом и тренд и задачу для нас — делиться всем тем полезным контентом, до которого мы можем дотянуться, помогать организаторам делать качественные и успешные событи с soldout.
Софья Сол
Исполнительный директор мультиформатной загородной event-площадки «
Сёрфлагерь на Горьковском», соорганизатор арт-проектов и фестивалей
Растет потребность в проектах с вектором на развитие, качественно меняющих жизнь. Аудитория стала более требовательна и избирательна в выборе мероприятий, более вдумчиво распределяет личный бюджет и всё реже предпочитает «пляжный отдых» вдохновляющему опыту. Современной российской публике мало просто «хлеба и зрелищ», прослеживается массовое восхождение по пирамиде Маслоу. Сейчас в тренде инвестировать свободное время в саморазвитие: физическое, интеллектуальное, творческое, духовное. Всё больше людей выбирают отдыхать с пользой — узнавать, учиться, созидать.
Кроме того, на волне неугасающей популярности ЗОЖ, люди продолжают изучать разнообразные методы поддержания здоровья, как физического, так и ментального. Стали уделять внимание самопознанию и перестали бояться задавать себе честные вопросы, которые ведут к более осознанному и здоровому выбору чего-либо. Погружение в самоисследование, познание границ своего потенциала с помощью таких вещей, как творчество, физкультура, искусство и образование, неуклонно набирают популярность. Помогите человеку узнать что-то о нём самом, и он навсегда запомнит ваше событие.
Аня и Денис Старовы
Авторы проекта
OOLEY, организаторы творческого лагеря
ЛОМ
Мы видим растущее желание людей получать свой непосредственный опыт. Быть не просто зрителем, но и полноценным соучастником события. На практике получить живое переживание за время мероприятия. Растет популярность мастер-классов, совместная групповая работа, создание общих арт-объектов на событиях.
Из этого же стремления гости готовы принимать участие и в создании самого мероприятия. Охотно вовлекаются в активности, дающие явное ощущение того, что ты стал частью общего дела и внес свой вклад. Кажется, людям все больше хочется не наблюдать со стороны, а сотрудничать. Прятать «внутреннюю кухню» организации мероприятия становится уже не столь необходимо, есть заметный тренд на открытость и интерес к внутренним процессам. Такое соучастие помогает гостям теснее соприкоснуться с организаторами и другими участниками события, формирует ощущение общего дела. Это закладывает фундамент для формирования сообщества вокруг события.
Хорошим трендом является самоорганизация — когда участникам создана возможность скооперироваться и сделать что-то на свое усмотрение в рамках события. Организаторам важно аккуратно режиссировать такие свободные зоны, чтобы не возлагать на гостей больших трудов и сохранять легкость, чувство игры.