Как правило, люди посещают деловые мероприятия, чтобы получить пищу для ума. Познакомиться с трендами, тенденциями и новинками в своей сфере, получить профессиональную консультацию или совет от экспертов. Но не менее важным аргументом при выборе ивента является коммуникационная составляющая. Это и то, каких спикеров предлагает организатор, и доступность неформального общения, и возможность расширить сеть полезных контактов.
Возможность нетворкинга создает для участников дополнительную ценность мероприятия. Возможность найти партнеров, клиентов, познакомиться с единомышленниками, обменяться инсайтами и обсудить в кулуарах свои волнующие вопросы — вот что интересно, пожалуй, любому.
Если два человека, полезных друг другу, встретятся на мероприятии — они точно не забудут, как и где познакомились. В этом случае их лояльность к площадке и организатору возрастет, ведь каждый из них свяжет факт своего полезного знакомства именно с мероприятием.
Поэтому конференции, семинары или выставки, на которых кроме содержательного контента можно найти полезный контакт для развития своего бизнеса или реализации проекта, наиболее привлекательны для посещения и быстрее набирают популярность.
Можно надеяться, что на мероприятии участники сами познакомятся друг с другом. Думать, что достаточно устроить кофе-брейк и знакомства начнут завязываться сами собой. К сожалению, это частое заблуждение среди организаторов. Активные люди, способные легко начать разговор и предложить обменяться визитками, встречаются не часто. Остальным стоит помочь.
Пожалуй, каждый человек желает расширить круг своих знакомых, пополнить записную книжку несколькими полезными контактами, обменяться визитками с нужными людьми. Вот только большинство желает, чтобы инициатива исходила от другого. Каждый думает: «Вот если бы он сам подошел ко мне, заговорил, предложил познакомиться, пообщаться, то, конечно, я был бы только за!» В результате такой выжидательной позиции многие уходят с мероприятия, так ни с кем и не познакомившись.
Порой, людям не хватает маленького импульса, легкого пинка, простого разрешения — знакомиться и общаться! И здесь роль катализатора нетворкинга должен взять на себя организатор мероприятия.
Во-первых, в установлении новых знакомств нет ничего сложного. При условии, что человек знает приемы и способы, как начать и поддержать разговор, понимает чем заинтересовать своего визави, умеет рассказать о своей пользе и ценности. Это залог интересной и содержательной беседы и перспективного развития знакомства.
Во-вторых, то, насколько участникам будет удобно и комфортно знакомиться, в большей степени зависит от организатора. Если ивентор устраняется от организации нетворкинга, вовлеченность в коммуникацию на порядок ниже. Уменьшается и уровень эмоциональности от посещения таких событий. Новые знакомства всегда воодушевляют и мотивируют.
В-третьих, организовать нетворкинг — несложно. В зависимости от формата, продолжительности, бюджета, количества участников и размера площадки, из разнообразного арсенала нетворкинг-активностей можно выбрать те, которые максимально подойдут для конкретной аудитории.
Нетворкинг начинается с первых минут, как только посетитель переступает порог помещения, где проходит мероприятие. Возможность с кем-то познакомиться уже в самом начале ивента устраняет ощущение одиночества, повышает вовлеченность и мотивирует на новые знакомства.
Инструментов для коммуникации участников, которые можно реализовать на мероприятии, множество. Во время консультаций по организации нетворкинга, я совместно с ивенторами подбираю наиболее оптимальные, исходя из формата мероприятия. Расскажу о некоторых из них.
Не стоит ограничиваться только welcome-coffee. Кофе-брейки — наиболее удобное время для знакомств, поэтому их должно быть достаточно. Перерывы в деловой программе помогают продолжить общение и установить новые контакты.
Чтобы контакты были доступны всем участникам на протяжении всего дня, стоит установить правило, чтобы визитки нужных контактов не снимали, а фотографировали. Ценность такой стены контактов в том, что участники могут тут же связаться по телефону с владельцем карточки и договориться о встрече.
Для тех, кто-то забыл визитки, организатор может приготовить бланки карточек с пустыми полями. Забота организатора будет оценена, а участники получат дополнительный инструмент для обмена ценными контактами.
При входе каждому участнику вручали карту квеста и наклейки определенного цвета. Задача участника — собрать наклейки всех цветов, наклеивая их в пустые ячейки. Для этого требовалось подходить к другим участникам, знакомиться и обмениваться цветными наклейками.
Под предлогом прохождения квеста было легко начать разговор. Познакомившись, участники обменивались наклейками и визитками. Даже если у кого-то наклейка предлагаемого цвета уже имелась и карта квеста не пополнялась, то новый контакт было куда ценнее.
В итоге каждый мог познакомиться минимум с пятью другими участниками. Хотя, на практике, в ходе поиска наклеек недостающего цвета, знакомств было гораздо больше.
Самая распространенная ошибка организаторов — короткие перерывы. Порой времени хватает лишь перейти из зала в зал или сделать важный звонок. На нетворкинг времени не остается.
Если же перерывов несколько и они достаточно продолжительные, то участники успевают обсудить услышанные доклады, обменяться инсайтами, перекусить, отдохнуть и завести новые знакомства.
Другая ошибка — пустить нетворкинг на самотек. Стоит на протяжении всего мероприятия напоминать посетителям о возможности и ценности новых знакомств, побуждать их общаться и находить для себя полезные контакты.
На одном из форумов в Москве я познакомился с Кейтом Феррацци, автором бестселлера «Никогда не ешьте в одиночку». Американский Forbes назвал его одним из самых общительных людей в мире. Для меня же он был еще одним из первых авторов, благодаря кому я познакомился с нетворкингом. Разумеется, было очень приятно лично познакомиться и пообщаться с мировым экспертом. Поэтому ценность от мероприятия для меня возросла на порядок. Если бы такая возможность не реализовалась, то, возможно, впечатления о мероприятии смешались с другими аналогичными.
Все-таки новые знакомства меняют жизнь, и соглашусь с Антуаном де Сент-Экзюпери, который сказал: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
На многих мероприятиях нетворкинга нет по сути — организаторы выделяют время для кофе-брейка, но этого недостаточно. К нетворкингу надо готовиться — в том числе, подготовить гостей.
Например, я заранее прошу человека написать несколько строк о себе — чем он занимается, чем может быть полезен другим людям. Человеку нужно время, чтобы сформулировать эту мысль — многие не знают, какая от них может быть польза. Также стоит напомнить человеку, чтобы он подготовил визитку.
Стоит рассказать участникам, в каком формате будет проходить нетворкинг — например, на диванчике или через приложение. Людям спокойнее, когда они знают, что именно их ждет. Это поможет увеличить активность.
Всё реализуемо, главное — понять, для чего это нужно. Например, на прошлой неделе я устраивала нетворкинг на мероприятии «Бизнес-леди 2017» в родном Екатеринбурге. Я попросила участниц написать в блокноте интересную историю о себе, а после сократить это так, чтобы рассказ умещался в одну минуту. У них не было мотивации делать это, пока я не сказала, что это поможет им найти партнеров.
Например, на одном из мероприятий девушка вышла на сцену и рассказала, что ищет соседей для аренды помещения. Два человека в зале подняли руки — у них была та же проблема. Так люди нашли друг друга.
Важно, чтобы участники поняли, что нетворкинг поможет им решить реальную проблему. И чтобы это не напоминало конкурсы на свадьбе, когда ты выходишь на сцену и не знаешь, что тебя заставят делать — то ли шарик надувать, то ли на одной ноге прыгать.
Чтобы расположить участников к общению, важны три пункта:
Лучше выпускать людей на сцену блоками — по 5-7 человек. Всё-таки слушать 30 рассказов подряд, даже если они длятся всего по 1 минуте, — это утомительно.
Я перепробовала разные варианты: клеила таблички, писала напоминалки о том, что люди должны знакомиться. Но решение оказалось простым: надо просто со сцены разрешить людям знакомиться. Так и скажите: «У нас есть традиция, что в перерыве люди знакомятся между собой». Этого будет достаточно, чтобы подтолкнуть людей к действию.
У меня есть еще одна фишка — спросить, кто в зале не хочет знакомиться. Обычно руку поднимают всего несколько человек. И тогда я говорю: «Остальные люди в этом зале хотят познакомиться. Посмотрите, как их много!». Это раскрепощает людей. Спрашивать обратное — кто хочет знакомиться — не прокатит, потому что люди будут смущаться поднять руку.
Последние несколько лет я пишу на бейджах всего два слова — имя участника и тему, на которую хочет говорить человек. Многим участникам на конференциях не хочется обсуждать работу или раскрывать свою должность, и такие бейджи их спасают. Тем более, часто название фирмы не скажет вам ровным счетом ничего. Будет там написано «ООО Комплект» — что вы из этого поймете?
Задача бейджа — вызвать любопытство и сломать лед между людьми, а дальше общение пойдет само собой. Моё слово — «кипишолог». Меня уже сотню раз спрашивали, что это значит — мне даже надоело объяснять. Но зато благодаря этому я завела уйму новых знакомств.
Часто люди звонят и спрашивают, что им написать. Я советую писать о своих хобби и увлечениях. Как-то директор «Ростелекома» написала на бейдже слово «Массаж». После она позвонила мне и поблагодарила: сказала, что никогда знакомства на мероприятиях не были такими интересными. Такие бейджи очень помогают людям с высокими должностями — им не хочется говорить о работе, не хочется, чтобы им что-то продавали.
Многие организаторы считают, что на мероприятиях всё должно быть официально, а это какой-то детский сад. Им кажется, что на мероприятиях главное — это информация, а знакомства отходят на второй план. Я с этим принципом не согласна, моя главная задача — чтобы люди знакомились.
Существует принцип Парето — 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Если перенести это на нетворкинг, получится, что 20% — это полезные знакомства, а остальные 80 — бесполезные. Если вы хотите, чтобы полезных знакомств было больше, увеличивайте их количество.
Вообще у нас бытует ошибочное мнение, что нетворкинг — это обмен «картонками», когда ты подходишь к человеку и спрашиваешь: «Здравствуйте. Чем вы занимаетесь?». Но это так не работает. Чтобы продолжить общение с человеком после мероприятия, его надо заинтересовать — показать, чем ты можешь быть ему полезен.
Их великое множество. Это касается и пространства, и общей атмосферы, и подготовки участников к нетворкингу. Надо организовать специальное место для общения, при этом зал не должен быть слишком большим, иначе участники разбредутся по разным углам. Минусом будет, если во время перерывов будет играть громкая — участникам неудобно будет общаться, если они не слышат друг друга.
Важно также правильно пригласить участников к общению. Слишком короткий призыв не замотивирует людей, слишком длинный — отпугнет.
Надо обеспечить участников бумагой и ручками, подготовить пустые визитки для тех, у кого не будет своих. Позаботьтесь об именах на бейджах. Это помогает преодолеть стеснение при знакомстве — вы опускаете глаза на бейдж и начинаете разговор.
Пассивность со стороны организаторы — это такая же ошибка. В ваших интересах проявить инициативу и подтолкнуть людей к общению.
Сейчас есть масса разных видео на ютубе, частных занятий: они могут быть дешевле, работать более адресно, в общем, у них масса преимуществ. В живых мероприятиях преимущество именно в общении, и этим надо пользоваться.
Человек приходит на них не столько за знаниями, сколько за знакомствами. Если ему понравится, если он заведет новых клиентов или найдет партнеров, он расскажет об этом друзьям. Это будет бесплатная и самая лучшая реклама вашего мероприятия.
Я стараюсь каждое мероприятие сделать уникальным. Есть тысячи причин не ходить на мероприятия — пробки, подобная инфа на youtube, деньги в конце концов. Но именно нетворкинг помогает сохранить интерес к мероприятиям и зацепить человека. Ведь знакомство — это адреналин. Если организаторы будут об этом думать, посещаемость вырастет в несколько раз.