Кейсы
Новая публикация

Блиц-опрос «От спонтанного желания до международного проекта». Дмитрий Иоффе

9 сентября
75

Редакция Timepad

Поделиться:

Дмитрий Иоффе — основатель проекта «Чистые игры», который продолжает свою деятельность вот уже пять лет и не перестаёт развиваться. В нашем небольшом интервью Дмитрий расскажет, как желание отчистить озеро от мусора выросло в целый проект, который с каждым годом растёт и распространяется не только по городам России, но и за её пределами.

В чем основная идея Чистых игр? 

Всё началось со сплава по озеру Вуокса в Ленинградской области, куда мы поехали  вместе с друзьями. Там было очень красиво, но при этом очень грязно: место явно страдало от обилия мусора. Появилось желание очистить территорию, однако проделать такую работу в одиночку сложно, а волонтёров, которые занимаются сбором мусора, мало. Это навело на мысль, что необходим некий проект, при участии в котором люди сами захотят убирать природные территории от мусора. Но что могло бы подтолкнуть к этому? Размышления привели к простой идее — сделать мусор ценным ресурсом, за которым нужно охотиться. Так и появились Чистые Игры.

Я хотел вовлечь в нестандартную игру как можно больше участников, а для этого нужно было понять, как и чем можно заинтересовать людей. Поэтому со временем в наших играх появилось много активностей, мы разработали правила, сайт и приложение, но основной посыл не изменился. 

Расскажите про формат игры?

Чистые Игры — это командные соревнования (от 2-х до 4-х человек) по очистке территорий от мусора и разделению отходов, которые продолжаются в среднем от полутора до двух часов. Организаторы заранее выбирают место проведения, где есть реальный мусор. 

Задача команды — занять первое место, собрав наибольшее количество баллов, которые можно получить разными способами: найдя интересный артефакт (находку), отгадав эко-загадки, сделав фото-чекины в мобильном приложении или поучаствовав в дополнительных активностях. Больше всего баллов можно получить за раздельно собранный мусор. На сайте или в мобильном приложении можно следить за рейтингом игры в режиме реального времени.

После игры для участников проходит пикник, где подводятся итоги. Победители получают подарки от спонсоров и партнёров.

Каков масштаб игры?

Игра может проходить в разных форматах: от мероприятия для компании друзей или класса до большого городского события. Мы разделили нашу методику на три основных формата:  

  • большой (более 300 участников)
  • средний (от 100 до 200 участников)
  • малый (до 50 участников)

На данный момент самая крупная игра проходила в Красноярске — там собралось 684 участника. 

Есть ли спонсоры у подобного мероприятия и сколько стоила первая игра?

Наша самая первая игра была особенной, так как проходила не на суше, а на воде. Участники плавали на лодках по островам и охотились там за мусором. Бюджет этой игры составил примерно 150 000 рублей. Половину из этих денег покрыли спонсоры, которых мы нашли, вторую половину – участники, так как они платили небольшой взнос за участие. И так как многие воспринимали это как-то не совсем правильно, мол, платим за то, чтобы убрать мусор, мы постарались сделать из этой игры целый фестиваль, на котором можно классно провести время, не только собирая мусор. Мы предоставили лодки не на день, а на три, кормили участников, устроили полевую баню. 

У нас есть спонсоры и партнёры по всей стране и за границей. Локальным компаниям интересно с нами работать, чтобы рассказывать о себе местным жителям. Крупному бизнесу интересен наш федеральный охват. Наш проект хорошо объединяет бизнес, власть и общество. 

Зарабатываете ли вы на мероприятиях? Это бизнес или волонтерство? Или просто удачная комбинация?

В 2015 году мы начали принимать заказы от компаний на проведение корпоративных Чистых Игр. Для нас это коммерческая сторона, потому что фактически именно в этом случае мы зарабатываем деньги. 

У многих компаний есть запрос на волонтерство для сотрудников, но многие хотят при этом что-то интересное. Чистые Игры тут отлично подошли, потому что это одновременно и польза для окружающей среды, и развлечение, и тимбилдинг. 

Любое мероприятие надо организовывать и иметь на него определённый бюджет. Сначала мы занимались этим на волонтерских началах, а потом, когда стало понятно, что спрос начал расти, мы приняли решение заняться проектом вплотную, поэтому стали тратить на это целые рабочие дни. Таким образом начал складываться бизнес, который с ростом популярности проекта становился всё лучше. 

Что касается финансовой составляющей, то одну игру можно провести и за 20 000 рублей, но это самый минимум. Намного лучше, когда есть хороший ведущий, сцена и какие-то активности, такие игры стоят около 100 000 — 200 000 рублей. Бывают и совсем крупные мероприятия, которые могут обойтись более чем в 500 000 рублей. 

Как вы мотивируете участников? Изменился ли их менталитет?

Зачастую участники, которые приходят на Чистые Игры, знакомы с местом проведения. Например, это жители района, которые хотят сделать хорошее дело и при этом принять участие в чём-то новом и интересном. 

Помимо игровой подачи мы стараемся рассказать и показать людям, почему раздельный сбор мусора  – это важно. Кроме того, на играх люди начинают задумываться, откуда в их парке взялось столько мусора. Мы считаем, что это очень круто и важно, потому что это заставляет людей подумать о своих собственных мусорных отходах. Поэтому прибранная после игры территория — лучшая мотивация. 

Изменение менталитета проявляется в том, что если ранее участники считали, что мусор — это то, с чем они не должны сталкиваться, что это их не касается и что этим должен заниматься кто-то другой, то сейчас благодаря Чистым Играм люди узнают, что мусор — это очень ценный ресурс, что за ним действительно стоит охотиться. Не говоря уже о сортировке мусора, что по нашим правилам является ещё более ценным ресурсом. 

Наши игры разрывают шаблоны и стереотипы о мусоре у многих участников, они удивляются и ловят себя на мысли, что были рады увидеть кучу мусора в конце игры, и воспринимают это с азартом. Фокус людей меняется, и в этом есть весь фокус 🙂

Как удается привлекать людей, какие каналы используете для этого?

Мы активно ведём социальные сети, взаимодействуем со СМИ и лидерами мнений, работаем с государственными органами и бизнесом. Стараемся рассказывать о проекте везде, потому что участником Чистых Игр может стать каждый. 

По сути одним из основных каналов является сарафанное радио: бывает так, что мы прицельно работаем с образовательными учреждениями (школы, вузы, ссузы). Там взять людей “по разнарядке” в наши времена очень трудно, но многие организации этим пользуются. Когда тех же школьников принуждают идти на субботник, а мы предлагаем прийти на соревнование с призами, то понятно, что выбор будет в нашу пользу. 

Бывает, что приходят молодые семьи (папа, мама и дети), для них это тоже возможность сходить на полезное и образовательное мероприятие и сделать что-то хорошее всей семьей. Тоже своеобразный тимбилдинг получается.

Как выстраиваете комьюнити?

Во-первых, мы делимся знаниями с другими. Мы постоянно ищем новых координаторов, которые хотят проводить игры. Они могут доносить наши идеи до людей по всей стране и за границей. Но тут важно понимать, что мы делимся знаниями и методикой на определенных некоммерческих условиях, чтобы соблюдались основные принципы проекта и бренда.

Во-вторых, мы собираем в наших сообществах интересную информацию. Мы можем рассказать о важных эко-проектах, поделиться необычной историей или лайфхаком.

В-третьих, мы стараемся сделать наше комьюнити более эко-сознательным: распространяем важные идеи, которые будут полезны как заядлым эко-активистам, так и начинающим. 

Если игра проходит в одном и том же городе, какое соотношение новых и постоянных участников? Как удается поддерживать лояльность участников? 

У нас есть своя “фанбаза”: те, кто любит приходить на игры чаще двух раз. Однако на данный момент на игры приходит больше новых участников, чем тех, кто уже участвовал. В первую очередь это связано с тем, что проект быстро развивается, у нас появляются новые координаторы, и мы находим много новых замусоренных мест. 

Мы стараемся не играть на одной и той же территории более трёх-четырёх раз. Если видим, что классический формат начинает приедаться, то проводим тематические игры, например, в формате дикого запада или космоса. Таким образом можно придумать дополнительные активности: организаторам прийти в образах, а участникам сделать грим. 

Наверняка есть участники, которые приходят исключительно побороться за призы, но мы надеемся, что таких всё же не так много. Большинство приходят попробовать для себя что-то новое, получить полезные знания и сделать родное им место чище.

Какие вы видите тренды в направлении социальных событий?

Во-первых, это геймификация, чем мы и занимаемся. 

Во-вторых, запрос на то, чтобы социальные мероприятия проводились качественно, выглядели современно. 

В-третьих, IT-технологии. Мы, например, используем мобильное приложение для подсчета рейтинга онлайн. 

Ну и, конечно, масштабирование через социальную (некоммерческую) франшизу. 

Когда и где можно будет поучаствовать в Чистых играх?

Ближайшие игры состоятся 21 сентября. В этот день мы запланировали множество мероприятий по всей стране и за рубежом. В России мы будем проводить осенний Кубок Чистоты, а на международной арене — Кубок Чистоты Балтийского моря. 

В этот день в 60 городах России пройдёт более 90 игр с общим онлайн-рейтингом, и ещё отдельный турнир в Петербурге — там мы проведём 13 игр в 10 районах города. 

Что касается международных игр, то это будет первый международный турнир. Кроме команды из России в соревновании примут участие команды из Польши, Эстонии, Украины, Беларуси и Латвии. 

Приглашаем всех принять участие в наших играх, которые, кстати, будут бесплатны. Все подробности можно узнать в нашей группе ВК https://vk.com/clean_games

Похожие записи

Комментарии