В 2008 году сервис запустили четыре студента Высшей школы экономики. Вначале это был небольшой проект «для себя», так как они организовывали мероприятия в бизнес-инкубаторе «Вышки».
Почти сразу после запуска команду покинул один из партнёров. В 2018 году основатель Qiwi Сергей Солонин выкупил сервис. Создатели Timepad продолжают работу над ним. Сервис продает билетов приблизительно на 2 млрд рублей в год.
Я думаю, что плюс ведения бизнеса с друзьями — ты знаешь, чего ожидать от человека, ты понимаешь сильные и слабые стороны партнёра и можешь правильно распределять задачи и ответственность.
Когда основали Timepad, мы с Артёмом были однокурсниками, а с Людой работали в бизнес-инкубаторе. Там мы научились разделять отношения на рабочие и дружеские. Так удаётся разделять деловое и личное пространство и относиться к коллегам более беспристрастно.
Мы очень много времени проводили вместе на работе, график был ненормированным, даже по ночам и выходным мы обсуждали рабочие моменты. Когда встречались вне работы, всё равно продолжали её обсуждать, потому что это было срочно и важно.
Плюс такого ведения бизнеса — это становится твоим хобби, от которого ты не устаёшь. Обратная сторона — дружеское общение часто заменяется решением рабочих вопросов, а обсуждение личных тем кажется неуместным.
Когда бизнес подрос, у нас появилась возможность не работать круглосуточно, в нерабочее время мы стали отдыхать друг от друга. Наши рабочие отношения выступили на передний план. Когда мы выйдем из этого бизнеса, думаю, захочется снова больше времени посвящать дружескому общению. Ведь будет возможность соскучиться по человеку за рабочую неделю.
В целом стоит понимать, что риск охлаждения дружеских отношений в процессе ведения бизнеса вместе велик. Зависит от конкретных людей и того, насколько умело люди переключаются с одной роли на другую.
Вскоре после запуска проекта нам пришлось расстаться с четвёртым партнёром. Он хороший человек, но работалось вместе плохо: было больше споров, чем нацеленности на результат. Мы поняли, что нам не по пути, и предложили расстаться.
Это решение было абсолютно верным. Если на старте вместе тяжело работать, каждое решение буксует, значит, и дальше принятие денежных решений будет тяжелым и рискованным для бизнеса. После его увольнения никакой неприязни друг к другу не было.
У нас долго не было каких-то чётких правил, что будет в случае серьёзных разногласий. Нам всегда удавалось договориться об основополагающих вещах. А бытовые проблемы всегда есть, здесь никакие правила не помогут.
Наши первые зафиксированные правила по разделению бизнеса появились, когда мы переделывали акционерные документы. Все рекомендуют прописать, что партнёры будут делать во всех неприятных ситуациях, которые могут произойти.
Мы решили ограничиться только самыми крайними случаями: если не получается договориться, то один партнёр выкупает долю у другого. Совсем впадать в паранойю и прописывать все мелочи тоже не стоит.
В основном мы всегда договаривались самостоятельно. Но есть и удачный опыт работы с фасилитатором. С помощью фасилитационной сессии мы поняли, что наши позиции не так уж и отличаются, что в главном мы сходимся. Хотя до разговора казалось совсем не так, и мы не могли прийти к общему мнению, начинали злиться друг на друга.
Очень важно отделить эмоции от фактов, донести факты до собеседника, используя его язык. Этого мы и добились с помощью фасилитатора.
Всё выглядит очень просто, но внутри спора сложно это сделать самостоятельно, потому что каждого из участников спора захватывают эмоции. Внешнему человеку увидеть и разложить ситуацию по полочкам проще.
У нас всегда была неклассическая структура руководящего состава. Поскольку мы начинали втроём, то сразу разделили сферы ответственности. У нас никогда не было одного главного. Должность генерального директора мы «перекидывали» друг другу несколько раз. Нам всегда говорили, что это не работает, но Timepad десять лет, и мы пример того, что так можно.
Для нас троих это сработало. В такой структуре есть плюсы: в трудные времена спасало, что среди нас не было одного главного. Это как табуретка на трех ножках. Кто-то из нас троих обязательно относился к проблемам позитивнее, чем остальные.
Сейчас у нас наёмный генеральный директор, которого изначально мы пригласили на роль коммерческого директора. Через пару лет мы убедились, что он понимает суть бизнеса, все процессы — и решили впервые назначить генерального директора не из основателей.
Назначение наёмного генерального директора важно при переходе бизнеса к новому акционеру: это облегчает выход партнёров и даёт гарантию, что бизнес продолжит стабильно работать.
На наши отношения это не повлияло. Мы достаточно формально относились к должности генерального директора: «Ну и что, что у меня на визитке это написано, всё равно каждый будет делать то, что сейчас необходимо для развития бизнеса.
Сейчас мы по-прежнему работаем в компании. Хотя бизнес продан, у нас есть возможность оставаться в компании, пока это обоюдно интересно нам и новому акционеру.
Мнения основателей ParkApp, i’Way, психолога и юриста — в оригинале статьи на vc.ru.