«Какой проект нам придумать, чтобы попасть на обложку журнала “Афиша”»: как родился формат PechaKucha в Москве

20 мая
7145
афиша

Поделиться:

Анна Гилёва и Дмитрий Абрамов — организаторы PechaKucha Night Moscow — рассказывают о работе со спикерами, сложностях в работе и самых запоминающихся выступлениях.

PechaKucha — это формат презентаций, который появился в 2003 году в Токио. У спикера есть 6 минут 40 секунд и 20 слайдов, на каждый из которых отводится по 20 секунд. Удобный и ёмкий формат настолько понравился людям, что на сегодняшний день более 1200 городов мира проводят свои PechaKucha Nights и с помощью этого формата говорят на важные и актуальные темы. В Москве PechaKucha появилась в 2009 году и за 11 лет успела обрасти поклонниками формата и стать масштабным проектом. 

Как вы пришли в ивент-индустрию? 

Анна: В 2004 я вела занятия у подростков в студии журналистики. Иногда я приглашала на занятия известных журналистов, и из этого родился проект «Разговорчики» — публичные интервью в «Китайский Летчик Джао Да» с большими деятелями не только журналистики, но и современной культуры в целом. Ко мне в проект приходили Дмитрий Быков, Татьяна Толстая, Артемий Лебедев, Владимир Познер, Макс Фрай, Леонид Парфенов. По сути это были мероприятия, но тогда я это рассматривала как продолжение журналистской деятельности. Позже я стала делать PechaKucha Night Moscow — и завертелось. 

Дмитрий: Я узнал о формате PechaKucha, когда еще жил в Томске: прочитал, что проект стали запускать независимые кураторские команды и в России. Переехав в Москву, я сразу написал московской команде, где и познакомился с Аней. В то время она развивала проект вместе с Женей Казачковым и Катриной Меньшиковой. Я напросился сначала спикером на ближайшее мероприятие, а потом стал помогать в организации — так в 2013 году я присоединился к команде PechaKucha Moscow. Также мы развиваем проект CreativeMornings Moscow.  Это наши публичные проекты, но кроме этого мы работаем как бюро edutainment-cобытий, которое находится на пересечении ивент-индустрии и образования.

Почему решили именно этот проект развивать в Москве? 

Анна: Мы с друзьями шутили: какой проект нам придумать, чтобы попасть на обложку журнала «Афиша». Женя Казачков рассказал нам о формате PechaKucha, и мы тут же подумали: «Это заявка на успех». Мы проводили первое мероприятие, используя свои знакомства: организовали событие у наших друзей в книжном магазине «Додо» и собрали людей через соцсети. В спикерах тоже были друзья и знакомые. На первое мероприятие пришло 200 человек — все с горящими глазами и энтузиазмом. Так, 26 ноября 2009 года состоялась первая PechaKucha Night Moscow.

Как официально провести PechaKucha в своем городе?

Дмитрий: В любом городе может быть одна команда, которая представляет формат PechaKucha. Если в вашем городе еще нет такой команды, то вы можете подать заявку на официальном сайте PechaKucha: нужно заполнить анкету и отправить команде в Токио. Они свяжутся с вами, если ваша кандидатура покажется им подходящей.

Мы уже 11 лет подписываем handshake agreement с создателями формата и тем самым заявляем о своем серьезном намерении продолжать делать мероприятия в этом формате в Москве, а также придерживаться определенных ценностей и правил. Таким образом, мы являемся официальными организаторами PechaKucha Night Moscow. Мы, как и создатели формата, не против, когда другие люди делают похожие события, в этом случае в названии обязательно приписка «… в формате PechaKucha» — но только наши мероприятия могут называться PechaKucha Night Moscow. Мы за то, чтобы формат распространялся, потому что он и увлекательный, и полезный.

За какое время вы начинаете готовить мероприятия? Какие этапы проходят организаторы PechaKucha Night Moscow? 

Анна: Обычно мы начинаем подготовку за месяц до мероприятия, но бывали случаи, когда собирали программу и за неделю. Если мы делаем PechaKucha Night Moscow с партнером, то сначала определяем концепцию мероприятия и сквозную тему. Если же делаем сами, без партнера, то исходим из общей актуальной повестки. Дальше мы договариваемся с площадкой и переходим к подбору спикеров. Когда мы получили согласие от спикеров и запустили процесс подготовки выступлений, открываем регистрацию на Timepad, публикуем анонсы и начинаем продвигать мероприятие в наших соцсетях.

Дмитрий: После мероприятий мы всегда публикуем красивый фотоотчет — людям это нравится и они с радостью делятся этими снимками в своих соцсетях. 

С какими сложностями вы сталкивались в самом начале? 

Анна: Самая большая сложность — это самодисциплина. Изначально это была добровольная инициатива трех людей, поэтому нам приходилось самим организовать свое время, к тому же мы все работали на основных работах. Несмотря на это,  в первый год существования проекта мы проводили PechaKucha Night Moscow каждый месяц, но долго существовать в таком режиме, конечно, не реально и мы перешли на периодичность раз в два или больше месяцев. Также важна дисциплина других людей.  Сначала мы опирались на помощь волонтеров, но довольно быстро поняли, что они относятся к поставленным задачам не обязательно, и мы пришли к тому, что на ряд задач лучше нанимать людей и платить им гонорар. Еще одной трудностью были финансы: изначально мы вкладывали собственные деньги, так как не предполагали, что это вырастет в устойчивый проект. Более того, мы долгое время сознательно выбирали не делать из этого бизнес.

Сколько человек работает в вашей команде сейчас?

Дмитрий: Сейчас PechaKucha Night Moscow мы делаем вдвоем, но на партнерские мероприятия с большим количеством спикеров привлекаем дополнительную команду. Нам нужна помощь в подготовке спикеров — на это уходит очень много времени. Также с нами работают: дизайнер — делает афишу и иллюстрации для соцсетей, помогает с дизайном презентаций, режиссер трансляции — повышает качество онлайн-форматов, маркетологи и smm-специалисты — занимаются продвижением.

Анна: Еще в офлайн-формате мы работаем с людьми, которые делают видеотрансляцию и обрабатывают видео, а также фотографируют гостей и спикеров. На площадке в день мероприятия нам помогают координаторы.

Кажется, что 6 минут 40 секунд — это не много, но на деле подготовка может оказаться сложной. Как искать сильных спикеров? 

Анна: В поиске спикеров мы ориентируемся на наш кругозор (нам помогает наш прошлый опыт работы в медиа), интуиция и неравнодушие к актуальной повестке. Иногда мы идем к людям, которые уже являются экспертами в какой-то области, а иногда — к тем, кто еще не зарекомендовали себя как спикер, но при этом мы видим в них потенциал, который и помогаем раскрыть. Важно понимать: у спикера должно быть не только желание участвовать, но и время на подготовку, потому что она требует сил. 

Дмитрий: Мы шутим, что подготовиться к 40-минутной лекции гораздо проще, чем к выступлению в нашем формате. Даже для человека, который выступает публично, сложно уместить значимое высказывание в короткий промежуток времени и проиллюстрировать его красивыми слайдами. Некоторые не справляются и отказываются — мы с пониманием относимся к этому.

 

Форс-мажор: спикер не отвечает на звонки и, очевидно, не сможет быть на мероприятии. Что делать?

Дмитрий: В классическом формате PechaKucha Night Moscow за вечер выступает сразу несколько спикеров — от 5 до 7. Если вдруг кто-то отказался в последний момент, для нас это не катастрофа, есть еще другие спикеры. Мы извиняемся перед аудиторией и урезаем тайминг. Как-то к нам на мероприятие должен был приехать Сергей Кремнев, архитектор и основатель культурного центра «Текстиль» в Ярославле. Он выехал заранее из Ярославля на машине, но пробки не дали ему доехать вовремя — встретились мы уже после мероприятия. Потеря одного бойца — обидно, но не критично. Но обычно спикеры понимают всю ответственность и не подводят нас. 

У вас всегда сильные партнеры (Яндекс.Практикум, Инвитро, Mail.ru Group). Как их находить и интегрировать в мероприятия? 

Дмитрий: Партнеры всегда находили нас сами. Часто люди, которые работают в пиаре или маркетинге больших компаний, приходят на наши мероприятия как зрители, без рабочих целей. А после  у них появляется мысль: «А не пойти ли к ребятам, которые делают московскую PechaKucha, с идеей для совместного мероприятия?». Они озвучивают нам свою идею, а дальше мы смотрим, насколько сходимся по ценностям и можем ли делать проект вместе. «Холодных продаж» у нас практически не бывает. Благодаря поддержке партнеров у нас есть возможность оставлять наши мероприятия бесплатными для публики и больше ресурсов вкладывать в подготовку контента, а также в продакшн мероприятия на площадке или в онлайне. 

Какие площадки Москвы подходят для таких масштабных событий как PechaKucha Night Moscow?

Анна: В Москве много уютных площадок на 100–150 посадочных мест, но из такого масштаба мы выросли довольно быстро. Нам подходят площадки для 200 и более гостей. Мы очень часто проводили в DI Telegraph (произошел ребрендинг — теперь это Telegraph Hall) — здесь мы могли посадить до 500 гостей. Также наши события проходили в фойе Мультимедиа Арт Музея, во дворе Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»…

Дмитрий: … на Дизайн-заводе «Флакон», в летнем павильоне Музея современного искусства «Гараж». Кажется, что за 11 лет существования проекта мы перебрали все подходящие площадки Москвы. Кстати, одна из задач PechaKucha Night Moscow — показать гостям локации, до которых они, возможно, сами бы не дошли. Мы помогаем сделать картину города более насыщенной с помощью интересных пространств. 

Какой для вас самый действенный способ продвижения мероприятий? 

Дмитрий: Основной канал продвижения для нас — аккаунт в Facebook. Здесь мы создаем встречу, публикуем ссылку, которая ведет на регистрацию на Timepad. У нас есть собственная email-рассылка: через нее люди также узнают о будущих событиях. 

Назовите вашу лучшую PechaKucha Night Moscow

Анна: Сложный вопрос — все проекты любимые. Но самая запоминающаяся — это PechaKucha Night Moscow + «Ночь в музее» в Музее Москвы в 2019 году. У нас было около 30 спикеров. Мы начали в 23:00, а закончили в 4:00 — и даже в это время у нас в зале сидели гости (не спали) и задавали вопросы спикерам. Это был настоящий марафон, не только для спикеров, но и для нас, организаторов, и он оказался классным и содержательным. 

Дмитрий: Соглашусь. Это было необычное мероприятие, в котором мы исследовали феномен ночи с разных точек зрения. У нас выступали люди, которые работают ночью, например, водитель такси, пекарь, журналист, криминалист, а были люди, которые анализировали образы ночи в кино, в живописи, поэзии, мы даже разбирали сны с помощью психолога.

Выступления проходили в Провиантских складах Музея Москвы. Большое пространство подсвечивалось неоном. А когда мы закончили в 4:00, уже начинался майский рассвет — в этом было особенное очарование. 

PechaKucha Night Moscow + «Ночь в музее» в Музее Москвы

В 2020 году ивент-индустрия полностью ушла в онлайн. Тяжело ли вам это далось и планируете ли возвращаться в офлайн?

Дмитрий: Из онлайна тоже можно извлечь плюсы и бонусы. Например, мы делали PechaKucha Night Moscow. Terra Incognita в онлайне и смогли пригласить спикеров не просто из разных стран, а с разных континентов. К сожалению, в онлайне сохранить атмосферу живого выступления невозможно. Нельзя обнять человека и получить ту энергию, какая бывает в офлайне. Мы очень скучаем по живым встречам, но пока что придерживаемся рекомендаций ВОЗ и проводим мероприятия в онлайне, чтобы не рисковать здоровьем наших спикеров и зрителей. В дальнейшем мы будем продолжать делать два формата — зрители смогут быть в зале и смотреть трансляцию из других городов.

Какие планы у PechaKucha Night Moscow на теплое время года?

Дмитрий: До пандемии мы делали летние спецвыпуски — Big Summer PechaKucha Night на открытой площадке. Лето, приятная атмосфера, парк и счастливые люди вокруг. Хочется верить, что и в этом году получится сделать, но будем смотреть по ситуации. 

Пока что планируем ближайшее мероприятие — 22 мая в онлайне пройдет PechaKucha Night Moscow + Goethe-Institut. Мы — будущее. Событие делаем в партнерстве с Гёте-институтом в рамках онлайн-фестиваля «Шпинат». Все спикеры — молодые ребята от 16 до 19 лет из разных городов России. Они расскажут про то, как сделать будущее устойчивым, экологичным и счастливым, а также про собственные шаги и проекты на этом пути.