Ольга Вад, куратор фестиваля «Политех»
Когда музей закрыли на реконструкцию, мы решили провести большое мероприятие, которое не даст посетителям забыть, что музей существует. Хотелось показать, что, когда мы переедем обратно в историческое здание, мы не просто перевезём старые экспонаты в новые стены, а станем по-настоящему современным музеем.
Пришла идея фестиваля науки и любознательности, потом мы изменили название на «Фестиваль науки, искусства и технологий». Поскольку мы находились в парке на ВДНХ, решили проводить фестиваль в формате опен-эйра.
Проект Museo Aereo Solar — воздушный шар-аероцен поднимается вверх, когда воздух внутри нагревается из-за солнца
Когда мы создавали фестиваль, у нас не было задачи научить — мы не хотели заполнить его сплошь лекциями и научными экспериментами. Нам хотелось показать науку в контексте культуры и искусств: как научные идеи влияют на художников, дизайнеров, скульпторов.
Анна Титовец, сооснователь и куратор фестиваля «Политех»
Обычно цикл подготовки фестиваля — это полгода. В этом промежутке есть более и менее активные стадии. С точки зрения именно разработки программы и кураторской работы такое расписание довольно условно — не получится сделать так, что — раз, — и с 1 октября нажимается кнопка «подготовка к фестивалю» и сразу начинает выстраиваться программа и канва будущего фестиваля. Как и в любом выставочном/фестивальном проекте подспудная работа ведется круглогодично — мысль и поиски кураторов работают всегда, вне зависимости от формальных точек отсчета.
Для формирования программы важен опыт, который можно приобрести посещая различные мероприятия и фестивали, в особенности зарубежные. Причем не обязательно из той же сферы смыслов, что и фестиваль «Политех». Опыт нарабатывается только тогда, когда куратор все время смотрит, смотрит и смотрит вокруг, не останавливаясь. А потом думает-думает-думает и прикладывает новые идеи и наблюдения к задачам и контекстному полю конкретного фестиваля.
Я считаю, что для формирования программы фестиваля очень важна тема, круг смыслов, которые поднимаются с помощью разных проектов и участников. Важно самоощущение и позиционирование фестиваля в контексте того, что актуально в науке, искусстве, технологиях и в целом в обществе на данный момент.
Ольга Вад, куратор фестиваля «Политех»
Как только заканчивается фестиваль, мы начинаем работать над следующим. Иногда обсуждение проекта может длиться больше года — он не попадает на этот фестиваль, и мы его перекидываем на следующий. Работа не прекращается.
Основная программа формируется к январю, с этого времени мы начинаем делать конкретные шаги — подписывать договоры и т.д. Самая активная фаза — с января по май, в это время фестиваль уже обретает физическое обличие.
У нас есть несколько постоянных направлений, которые мы вписываем в программу.
Мы посещаем фестивали технологического искусства и ищем готовые иностранные проекты или работаем с российскими художниками. В этом году мы впервые устроили Open Call и попросили художников, учёных и изобретателей предложить нам свои проекты. Из 60 заявок мы выбрали два. Один — проект художников МишМаш, второй — научный аттракцион, где воспроизводили левитирующий двигатель.
Нам важно, чтобы на фестивале было шоу. В этом году хедлайнером стал перфоманс «Инферно» от канадских художников Луи-Филиппа Демера и Билла Ворна. В прошлом году — мультимедийный танцевальный спектакль «Второе тело» тайваньского коллектива, два года назад был спектакль от известного испанского ученого и музеографа Хорхе Вагенсберга — «Начало начал». Нам важно каждый год привозить что-то новое масштабное.
Перфоманс «Инферно», в котором зрители надевают экзоскелет и выходят на сцену
Ольга Вад, куратор фестиваля «Политех»
Как и у любого организатора, у нас есть проекты, которые не удается реализовать. Причин может быть много: слишком плотный график у артиста — они просто не могут включить нас в расписание; иногда нам не хватает бюджета или художник не успевает воплотить новый проект в жизнь и всё срывается.
Главный минус фестиваля на открытом воздухе — его непредсказуемость. Слишком много зависит от погоды. Мы для себя решили, что не хотим заставлять фестиваль шатрами и палатками. Поэтому мы ищем проекты, которые выдержат капризы погоды и наплыв гостей — на фестивале собирается около 40 тысяч человек за два дня.
Инсталляция «Дорога в облака», Бенедетто Буфалино
Это накладывает определенные ограничения: например, мы не можем задействовать проекты, завязанные на электричестве, или небольшие форматы, где надо что-то разглядывать в микроскоп.
Анна Титовец, сооснователь и куратор фестиваля «Политех»
Не могу припомнить, чтобы были прямо ошибки-ошибки. Были определенные недочеты в выстраивании структуры программы и еще каких-то локальных вещей, но в целом ничего, что можно было бы назвать по-честному «ошибкой», я не припомню. Фестивалю не очень везло с погодой — и это была пожалуй главная ошибка. Погода.
Ольга Вад, куратор фестиваля «Политех»
Изначально фестиваль должен был пройти на ВДНХ, но выяснилось, что ВДНХ уходит на реконструкцию. Мы стали искать новую площадку и выбрали парк Горького, они согласились предоставить место бесплатно. Переговоры вёл директор фестиваля Иван Боганцев, и я каких-то подводных камней не помню. У них были свободные даты, нам нужна была площадка в центре города. Всё сложилось. Мы выбирали из нескольких точек в парке и остановились на зоне около бывшего павильона «Гараж», рядом с прудом. Нам понравились полуразрушенные здания, куда в будущем мы вписали павильон «Инферно».
У нас есть идея, что образование должно быть бесплатным. Если мы везём суперзвезд науки, которых можно почитать и посмотреть в интернете — странно брать деньги за их выступление. Не знаю, как мы будем выстраивать экономику, когда переедем в историческое здание, но раньше мы подбирали площадки именно на условиях, что это будет бесплатно. Чтобы мы смогли не брать деньги со зрителей.
Ольга Вад, куратор фестиваля «Политех»
Мы ищем артистов разными путями: кого-то мы давно знаем, других находим на международных фестивалях или даже в интернете. В общем, узнаём всеми возможными путями. Часто поступают рекомендации от коллег: иностранных культурных центров, посольств других стран, например, США и Нидерландов.
Ну а дальше всё зависит от загруженности художника. Понятно, что чем популярнее артист, тем плотнее у него расписание. Нельзя написать ему за два месяца: «О, у вас классный проект, приезжайте к нам». Нужно начинать работу за год. Тот же самый проект «Инферно» мы пытались привести ещё в прошлом году, но получилось только в этом.
Анна Титовец, сооснователь и куратор фестиваля «Политех»
Очень важна команда и взаимодействие внутри команды, которая готовит фестиваль. В особенности это актуально для фестиваля «Политех», формат которого предполагает групповое кураторство программы. Правильное распределение задач, внимательность к общей картине и структуре фестиваля, к целям, которые хочет достичь фестиваль, приглашая тот или иной проект — это все дико важные вещи, которые должны быть чек-поинтом на протяжении всего времени подготовки фестиваля.
На мой взгляд, фестиваль «Политех» очень вырос, и это заметно даже за те два года, когда я являюсь частью кураторской команды. Приятно это наблюдать и быть частью этого процесса.
Ольга Вад, куратор фестиваля «Политех»
Нельзя сказать, сколько точно человек работает над фестивалем. Им занимается сам музей: у нас есть директор фестиваля, есть кураторская команда. Отдельные люди отвечают за основную программу, за книжную программу, детскую часть, волонтеров. Примерно 50 человек задействованы — кто-то работает больше, кто-то меньше.
Александра Хейфец, директор отдела внешних коммуникаций
Основная задача моего отдела — рассказать ЦА о том, что делает/создает Политехнический музей.
Чтобы совершенно разные люди узнали, что раз в год мы делаем фестиваль с такой фантастической программой. Донести до них, что все эти невероятные инсталляции, научные шоу, лекции будут в Москве всего два дня, и необходимо, несмотря ни на какие погодные условия, дойти. Нам важно не просто рассказать, а ещё и влюбить зрителя в этот необъятный фестиваль. Поэтому у нас всё начинается с обыкновенного письма, где очень важно максимально доступным языком рассказать про событие, и при этом не совсем исказить кураторский замысел.
Перформанс Smell me, smell you, в ходе которого пары подбираются по запаху, фото Andre Wunstorf
Мы не используем рекламу в интернете для привлечения аудитории. Периодически получаем поддержку от города в виде соцрекламы, но не замеряли эффективность этого канала. За несколько лет существования проекта у нас собралась лояльная аудитория, которая ждёт фестиваль и узнает о нём через наши email-рассылки. Конечно, мы рассказываем про программу через социальные сети и медиа, через лидеров мнений и блогеров. Используя ресурсы других культурных институций и образовательных учреждений, иногда удается уже за три месяца проанонсировать событие. Но всё равно основной упор коммуникации мы делаем на последние 2-3 недели.
Важно не забывать, кто тот самый человек, к которому ты обращаешься, для кого делаешь этот фестиваль, кому он действительно принесет радостные впечатления.